Бренд Латинской Америки — чай мате

Бренд Латинской Америки — чай мате

Автор текста и фото: спецкор Клуба Курандерос (www.curanderos.ru) Татьяна Шакти

070150

В перерывах между бойкой торговлей колебасами можно и самому заправиться мате

Калабасы на любой вкус: гальеты,поронго, порры и т.д. Поронго, например, удобно пользоваться в пути. Преимущество в том, что зауженное горлышко предотвращает расплескивание мате во время движения. Пьют мате через бомбилью – изогнутую и украшенную трубочку с фильтром в нижнем конце. До появления бомбильи индейцы пили через полую соломину или бамбуковую палочку, что гораздо приятнее, чем обжигать губы о красивый металл. А еще раньше цедили мате сквозь зубы.

После матепития перед соревнованиями

После матепития перед соревнованиями

Набережная Монтевидео

Набережная Монтевидео. Внизу те, кому не до очереди в кабинки.

Мате пьют утром, днем и вечером. Дома, на работе, в кафе, транспорте, на пляже. Ощущение, что с термосами, вероятно, расстаются только во время сна. Мате одновременно напиток и частично замена еды. В Уругвае, наверное, не было ни одного человека без термоса или калабаса. Мне было как-то неудобно их фотографировать, о чем сейчас крепко жалею. Пропало столько интересных картинок, забавных сценок, связанных с употреблением мате.
Известный перуанский писатель Хосе С.Альварес описал искусство заваривания мате в рассказе «Между мной и моей собакой». Герои Эрнеста Хэмингуэя, Хулио Кортасара, Хорхе Луиса Борхеса пьют мате, как и сами писатели, любители этого напитка. Мате был любимым напитком легендарного Че Гевары. Диего Марадона, Мадонна, Мел Гибсон, принц Чарльз… Очень много места займет одно лишь перечисление знаменитых имен, не говоря о простых поклонниках мате. Чешские путешественники Ганзелка и Зикмунд, писали, что питье мате в Южной Америке ставится выше таких жизненно важных функций человека, как труд, развлечение, еда и сон. Если надо идти на работу в 6 часов утра, то встают в 4, чтобы иметь хотя бы полтора часа на питье мате. Церемония матепития проходит неторопливо, торжественно и значительно.
В 16 веке испанский мореплаватель и исследователь Хуан Диас де Солис (1516г.) открыл Ла-Плата. Río de la Plata — залив Атлантического океана у юго — восточного побережья Южной Америки; эстуарий (воронкообразное углубление) рек Парана и Уругвай. Длина 320 км, ширина до 220 км, глубина 10 20 м. В месте слияния рек ширина Ла Плата составляет 48 км, река течет на юго-восток, расширяясь почти до 300 км при впадении в Атлантический океан, таким образом, это самая широкая река в мире. Она образует часть границы между Уругваем и Аргентиной. Основные порты и крупнейшие города на реке — Монтевидео и Буэнос-Айрес. Уругвай и Аргентина сознательно не признают Ла Плата заливом, чтобы в территориальные воды не заходили иностранные рыболовецкие суда.

Вид на Рио де Ла Плата

Вид на Монтевидео, столицу Уругвая. Рио де Ла Плата (Rio de la Plata)

Вид из окна ресторана отеля на порт

Вид из окна на порт Монтевидео

Кусочек порта

Панорама Монтевидео

Хуан Диас де Солис первым их европейцев обратил внимание на то, что индейцы, живущие вдоль реки Ла Плата, заваривают чай из листочков кустистых деревьев, произрастающих по берегам этой реки. А также на то, как этот чай действует на индейцев, снимая усталость, придавая энергию и возбуждая.

Plaza de la Armada, Rio de la Plata

По древней традиции готовят напиток в калабасах (тыквочках лагенариях). Собственно, мате, это сосуд. Позднее название перешло на напиток. Термин «мате» пришел из языка кечуа и является искаженным вариантом слова «матú», которым индейцы-горцы Анд называли маленькую тыкву Lagenaria vulgaris, веками использовавшуюся в качестве сосуда для любой жидкости. При раскопках в Уантилле в перуанской провинции Чачапойяс перуанские археологи обнаружили мумии, рядом с которыми лежали листья мате, сушеные тыквы и специальные чашечки. Мумии принадлежат к культуре ичсма, процветавшей задолго до прихода инков. Перуанский археолог Роберто Киспе считает, наличие чашечек подтверждает догадку ученых, что древние жители Южной Америки пили напиток из листьев не только из тыкв.
«Заварка» — йерба. Индейцы отвар из листьев называют «каа». «Йерба»- испанское «трава, листья». Поэтому напиток произносят одним словом йербамАте. Ilex paraguariensis, вечнозеленое дерево или кустарник семейства падубовых. Падуб ПАРАГВАЙСКИЙ. Высота до 13-16 м.
Мате известно индейцам гуарани несколько тысячелетий.

Существует множество мифов и легенд, но все они сводятся к одному: йерба мате – дар богов. Ка’а – единственная дочь духа Караи, девушка, превращенная в растение, чтобы за добродетель, достоинство и красоту стать бессмертной.
Одна из легенд гласит, что первым индейцем, попробовавшим удивительный напиток, был старик из племени гуарани… И тогда незнакомец признался старику и его дочери, что перед ними не простой путник, а сам бог Паи Шуме.( В Парагвае — Паи Суме или Паи Чуме. В Перу– Паи Туме). Он подарил индейцу небольшое зеленое деревце и велел посадить его в землю, собрать листья, высушить их и измельчить, а затем положить в маленькую тыкву, залить водой и выпить настой, который всегда поможет от любой болезни. Старого и немощного сделает моложе, сильнее и энергичнее.
Еще одна легенда связана с белокожим голубоглазым богом Виракочи, который открыл индейцам целебные и питательные растения. Виракочи также превратил девушку в красивое дерево, которое никогда не умрет, а его побеги будут тысячелетиями лечить людей от болезней, избавлять от страха, помогать в пути. Откуда и когда в Перу появился белокожий голубоглазый бородатый, похожий на европейцев бог Виракочи – это отдельная интересная тема.

714
В другой легенде богиня луны Яри и богиня облако предрассветных сумерек Араи отблагодарили за гостеприимство старика и его дочь, посадив деревца и полив их благодатным дождем. Когда старик и его жена умерли, дочь, исполнив ритуальные обряды, исчезла. С тех пор время от времени она появляется среди зарослей йерба мате в облике прекрасной белокурой девушки. Согласно представлениям гуарани , Ка`а была единственной дочерью духа Караи, жившего на земле в мужском облике. Ее душа вселилась в йербе мате. Они называют также йербу мате «трава бога Тупá». Тупа – могущественный бог гуарани.
Другие названия — «парагвайская трава», «парагвайский чай». Парагвай считается родиной мате. «Трава Святого Томаса» (испанские миссионеры отождествили индейского Паи Туме с Святым Апостолом Томасом, что помогло в распространении христианства среди индейцев), «иезуитский чай» и «трава дьявола». В 1611 году Орден иезуитов основал в амазонских сельвах иезуитскую империю. Святые отцы считали, что напиток мате связан с языческими обрядами индейцев и является дьявольским, поэтому запретили употреблять его на своих землях. Но распробовав, стали поставлять напиток за границу, назвав его «эликсиром иезуита». Напиток стоил дорого, но пользовался большим спросом. Правда, сначала европейцы пили мате осторожно, считая, что в листьях содержится наркотическое вещество, и боясь привыкнуть к нему. Но когда убедились, что йерба мате не имеет ничего общего с наркотиками, отдали свою любовь мате.
Есть сведения, что некоторые гуарани использовали йербу не только как «энергетический напиток», но также применяли ее в медицинских целях, в магических обрядах, а также в шаманских ритуалах.

Во многих странах мате считают символом отдыха и дружеского общения.
В Уругвае, стоящим на первом месте в мире по потреблению мате, импортируемого в основном из Аргентины, в городе Сан-Хосе поставили памятник Мате высотой 4,7 м и шириной 2,5 м. Ладонь, сжимающая калабас (сосуд из тыквы, в котором традиционно готовят напиток) с бомбильей (трубочка с расширением внизу, через которую пьют). Здесь же неотъемлемые атрибуты – чайник и термос, необходимые в пути. Вокруг памятника посажены кусты мате. Скульптура создана местным архитектором Гонсало Месой . Монумент был открыт во время пятого Национального фестиваля мате, который проводится в день гаучо.

Автор текста и фото: спецкор Клуба Курандерос (www.curanderos.ru) Татьяна Шакти

Google Buzz Vkontakte Facebook Twitter Мой мир Livejournal Google Bookmarks Закладки Yandex

Добавить комментарий