«Идеологическое православие», рабство и Свобода во Христе

Прочитал в Богослове.ру одну примечательную статью монаха Диодора (Ларионова). Очень живо и по нынешним временам — очень смело (учтивая, что Диодор (Ларионов) не светское лицо) О борьбе идеологий и церковном сознании.

Вот небольшой отрывок из статьи:
"Рабы не любят свободных; они безошибочно и четко вычисляют их по каким-то непонятным признакам — тут-то и рождается аналогия с чутьем: раб чует «не своего» по единственному признаку — тот свободен. Эта свобода отвратительна и противна: она — сплошная головная боль и отсутствие однозначных ответов; она — кошмар, от которого никуда не деться. Она не дает спать по ночам и выбивает всякую почву из-под ног. Граница проходит не по внешнему положению в обществе, а по внутреннему устроению души. Раб — тот, кто не желает взглянуть на солнце, освещающее мрак земного неведения, кто вспоминает о покое и достатке жизни в Египте, боясь выйти в пустыню для встречи с Богом, кто не хочет знать истину и не желает оказаться наедине с самим собой, боясь суда своей совести. Страх определяет устроение ума.

Идеология помогает рабам стать господами в этом мире. Самообман жизненно необходим для того, чтобы оставаться в рабстве: знание правды и простая христианская любовь ко всем людям и всему творению мало кому под силу".

Под рабами в статье подразумеваются представители "идеологического православия".
В общем, по прочтении всей статьи пришли мне на ум следующие соображения.  Да, нельзя не согласиться с тем, что "идеологическое православие" душит в людях  евангельский дух свободы и любви. Рабов, гонимые страхом пред принятием самостоятельных решений и неоднозначностью мира, ненавидят свободных.

Так было во времена земной жизни Христа, так — и сейчас. В душе свободного человека, лишенного полноты Знания (когда "мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно">(I Кор. 13.12)) , пребывающего в мире лжи и насилия не может быть елейного покоя. "Не думайте, что Я пришёл принести мир на землю; не мир пришёл Я принести, но меч" (Мф. 10.34) Свободный человек обречен на сомнения и смятение в уме. Не по отношению к Богу, конечно, а по отношению к себе.

Как мудро заметил [info]tintos  "Сомнение необходимо для того, чтобы избежать заблуждения". В душе раба сомнение задавлено страхом перед неопределенностью, неоднозначностью. Отсюда и стремление к ясной и простой идеологии, культу личности, поклонению идолу очевидного. Соглашаться с  "правильным мнением" большинства, не стремиться к Правде — куда как безопаснее для сохранения "шкуры". Намного проще быть рабом, безответственной марионеткой, которая с легкостью может переложить ответственность с себя на плечи своего могущественного хозяина — идола, которому служит раб.
Однако вывод статьи кажется немного "эскапичным". В гуще жизни, конечно сложнее. Потому что "нагрузка" на ум и сердце значительно сильнее. Здесь надо принимать больше решений, а значит проявлять свободу. Но проявляя на практике свободу (проверяя практикой нашу свободу), мы не гарантированы от ошибок. А кому хочется допускать ошибки и лишний раз потом мучиться совестью?

Значительно проще удалиться в далекий скит, и жить не "на фоне внешних идеологических битв и страстей", а незаметным христианским жительством, которое процветает "в местах безвестных, находящее себе приют в немощных и ничтожных, тех, кто никогда даже не предполагал, что достоин говорить от имени Истины".

Но не получается ли так, что раб и эскапист в некотором смысле родственны? Потому что и тем и другим в конце концов руководит страх. Один боится принимать собственные решения, а другой — столкновения с "испорченным и порочным миром".

Google Buzz Vkontakte Facebook Twitter Мой мир Livejournal Google Bookmarks Закладки Yandex

«Идеологическое православие», рабство и Свобода во Христе: 283 комментария

  1. 🙂 Капитан очевидность 🙂 как подмечено выше.

    Вот о православии: strogaya-anna.livejournal.com/298661.html
    />

    А, вот о настоящем христианстве: psylib.org.ua/books/taule01/index.htm

    🙂 А, вообще есть две силы (левая и правая рука :)) - одна заботится о том - что бы тварение не окаменело и по этому снова и снова ввергает его в конфликт..., вторая - заботится о том - что бы те - кто почувствовал необходимость преодолеть конфликт - смогли подняться по «духовной лестнице»...

    — горизонтальная планка креста и вертикальная планка креста..., экзотерика и эзотерика..., внешнее и внутренее...

    Оба важны. 🙂

    • Проповеди Иоханна Таулера замечательны! От них веет Мудростью и Светом. Кстати, книга издавалась в нашей альма-матер, РХГА 🙂

      А что касаемо скандала вокруг колодца, то, как я понимаю, дело это запутанное и неоднозначное (судя по заявлением со стороны РПЦ www.pravmir.ru/kolodec-razdora/ ). Однако в любом случае в истории известно немало случаев злоупотреблений со стороны церковных властей. Это правда.

      Насчет левой и правой руки — мысль интересная. Похоже на какой-то «духовный кнут и пряник» ))) Знать бы только что на вершине этой лестницы, и сколько нас туда будут подгонять конфликтами и помощью в их преодолении? Иными словами, какова цель духовной эволюции?

      • Ну, если совсем кратенько и утрировано — то нет никакой эволюции. Есть колесо (Сансары). Это кажущияся эволюция герметически замкнутого мира иллюзии. Цель — преодолеть увязание в этой иллюзии.

        Если сгенерировать образ — то мы (человечество)провалились в яму и пытаемся в ней жить, обустраивая её для сносного проживания. Цель «эволюции» — вытащить нас из «ямы» дабы мы могли шагать (куда? — другой вопрос) дальше. Кнут — что бы мы не смогли остаться жить в яме и пряник (лестница скорее) — что бы могли вылезти... 🙂

        Куда шагать после? 🙂 Это вопрос из серии — в чем смысл жизни и зачем тварение... ответ — почему бы и нет... 🙂

  2. Свободный человек обречен на сомнения и смятение в уме

    звучит как афоризм почти.

    вспомнился еще Лютер, который, оказывается, до конца жизни сомневался говорил ли с ним Бог

  3. Свободный человек обречен на сомнения и смятение в уме

    звучит как афоризм почти.

    вспомнился еще Лютер, который, оказывается, до конца жизни сомневался говорил ли с ним Бог

  4. Свободный человек обречен на сомнения и смятение в уме

    звучит как афоризм почти.

    вспомнился еще Лютер, который, оказывается, до конца жизни сомневался говорил ли с ним Бог

  5. Свободный человек обречен на сомнения и смятение в уме

    звучит как афоризм почти.

    вспомнился еще Лютер, который, оказывается, до конца жизни сомневался говорил ли с ним Бог

  6. Свободный человек обречен на сомнения и смятение в уме

    звучит как афоризм почти.

    вспомнился еще Лютер, который, оказывается, до конца жизни сомневался говорил ли с ним Бог

  7. Свободный человек обречен на сомнения и смятение в уме

    звучит как афоризм почти.

    вспомнился еще Лютер, который, оказывается, до конца жизни сомневался говорил ли с ним Бог

  8. Свободный человек обречен на сомнения и смятение в уме

    звучит как афоризм почти.

    вспомнился еще Лютер, который, оказывается, до конца жизни сомневался говорил ли с ним Бог

  9. Свободный человек обречен на сомнения и смятение в уме

    звучит как афоризм почти.

    вспомнился еще Лютер, который, оказывается, до конца жизни сомневался говорил ли с ним Бог

  10. Свободный человек обречен на сомнения и смятение в уме

    звучит как афоризм почти.

    вспомнился еще Лютер, который, оказывается, до конца жизни сомневался говорил ли с ним Бог

  11. Свободный человек обречен на сомнения и смятение в уме

    звучит как афоризм почти.

    вспомнился еще Лютер, который, оказывается, до конца жизни сомневался говорил ли с ним Бог

  12. Свободный человек обречен на сомнения и смятение в уме

    звучит как афоризм почти.

    вспомнился еще Лютер, который, оказывается, до конца жизни сомневался говорил ли с ним Бог

  13. Свободный человек обречен на сомнения и смятение в уме

    звучит как афоризм почти.

    вспомнился еще Лютер, который, оказывается, до конца жизни сомневался говорил ли с ним Бог

  14. Свободный человек обречен на сомнения и смятение в уме

    звучит как афоризм почти.

    вспомнился еще Лютер, который, оказывается, до конца жизни сомневался говорил ли с ним Бог

  15. Свободный человек обречен на сомнения и смятение в уме

    звучит как афоризм почти.

    вспомнился еще Лютер, который, оказывается, до конца жизни сомневался говорил ли с ним Бог

  16. Свободный человек обречен на сомнения и смятение в уме

    звучит как афоризм почти.

    вспомнился еще Лютер, который, оказывается, до конца жизни сомневался говорил ли с ним Бог

  17. Свободный человек обречен на сомнения и смятение в уме

    звучит как афоризм почти.

    вспомнился еще Лютер, который, оказывается, до конца жизни сомневался говорил ли с ним Бог

  18. Свободный человек обречен на сомнения и смятение в уме

    звучит как афоризм почти.

    вспомнился еще Лютер, который, оказывается, до конца жизни сомневался говорил ли с ним Бог

  19. оффтоп: икона современная классная

    http://eliah2.livejournal.com/432548.html

    а это католические гималайские в тибет.стиле,современные — community.livejournal.com...ndway/96258.html, boulatov.blog.ru/80835571.html

    http://lj.rossia.org/users/tapirr/116655.html#cutid1 — бенедиктинская с о. Луи

  20. оффтоп: икона современная классная

    http://eliah2.livejournal.com/432548.html

    а это католические гималайские в тибет.стиле,современные — community.livejournal.com...ndway/96258.html, boulatov.blog.ru/80835571.html

    http://lj.rossia.org/users/tapirr/116655.html#cutid1 — бенедиктинская с о. Луи

  21. оффтоп: икона современная классная

    http://eliah2.livejournal.com/432548.html

    а это католические гималайские в тибет.стиле,современные — community.livejournal.com...ndway/96258.html, boulatov.blog.ru/80835571.html

    http://lj.rossia.org/users/tapirr/116655.html#cutid1 — бенедиктинская с о. Луи

  22. оффтоп: икона современная классная

    http://eliah2.livejournal.com/432548.html

    а это католические гималайские в тибет.стиле,современные — community.livejournal.com...ndway/96258.html, boulatov.blog.ru/80835571.html

    http://lj.rossia.org/users/tapirr/116655.html#cutid1 — бенедиктинская с о. Луи

  23. оффтоп: икона современная классная

    http://eliah2.livejournal.com/432548.html

    а это католические гималайские в тибет.стиле,современные — community.livejournal.com...ndway/96258.html, boulatov.blog.ru/80835571.html

    http://lj.rossia.org/users/tapirr/116655.html#cutid1 — бенедиктинская с о. Луи

  24. оффтоп: икона современная классная

    http://eliah2.livejournal.com/432548.html

    а это католические гималайские в тибет.стиле,современные — community.livejournal.com...ndway/96258.html, boulatov.blog.ru/80835571.html

    http://lj.rossia.org/users/tapirr/116655.html#cutid1 — бенедиктинская с о. Луи

  25. оффтоп: икона современная классная

    http://eliah2.livejournal.com/432548.html

    а это католические гималайские в тибет.стиле,современные — community.livejournal.com...ndway/96258.html, boulatov.blog.ru/80835571.html

    http://lj.rossia.org/users/tapirr/116655.html#cutid1 — бенедиктинская с о. Луи

  26. оффтоп: икона современная классная

    http://eliah2.livejournal.com/432548.html

    а это католические гималайские в тибет.стиле,современные — community.livejournal.com...ndway/96258.html, boulatov.blog.ru/80835571.html

    http://lj.rossia.org/users/tapirr/116655.html#cutid1 — бенедиктинская с о. Луи

  27. оффтоп: икона современная классная

    http://eliah2.livejournal.com/432548.html

    а это католические гималайские в тибет.стиле,современные — community.livejournal.com...ndway/96258.html, boulatov.blog.ru/80835571.html

    http://lj.rossia.org/users/tapirr/116655.html#cutid1 — бенедиктинская с о. Луи

  28. оффтоп: икона современная классная

    http://eliah2.livejournal.com/432548.html

    а это католические гималайские в тибет.стиле,современные — community.livejournal.com...ndway/96258.html, boulatov.blog.ru/80835571.html

    http://lj.rossia.org/users/tapirr/116655.html#cutid1 — бенедиктинская с о. Луи

  29. оффтоп: икона современная классная

    http://eliah2.livejournal.com/432548.html

    а это католические гималайские в тибет.стиле,современные — community.livejournal.com...ndway/96258.html, boulatov.blog.ru/80835571.html

    http://lj.rossia.org/users/tapirr/116655.html#cutid1 — бенедиктинская с о. Луи

  30. оффтоп: икона современная классная

    http://eliah2.livejournal.com/432548.html

    а это католические гималайские в тибет.стиле,современные — community.livejournal.com...ndway/96258.html, boulatov.blog.ru/80835571.html

    http://lj.rossia.org/users/tapirr/116655.html#cutid1 — бенедиктинская с о. Луи

  31. оффтоп: икона современная классная

    http://eliah2.livejournal.com/432548.html

    а это католические гималайские в тибет.стиле,современные — community.livejournal.com...ndway/96258.html, boulatov.blog.ru/80835571.html

    http://lj.rossia.org/users/tapirr/116655.html#cutid1 — бенедиктинская с о. Луи

  32. оффтоп: икона современная классная

    http://eliah2.livejournal.com/432548.html

    а это католические гималайские в тибет.стиле,современные — community.livejournal.com...ndway/96258.html, boulatov.blog.ru/80835571.html

    http://lj.rossia.org/users/tapirr/116655.html#cutid1 — бенедиктинская с о. Луи

Добавить комментарий