Буддизм и Ислам — точки соприкосновения...

Дхарма Ислама: беседа со Снежаной Акпинар и Алексом Берзиным

(В сокращении. Полный текст здесь >>>)

Алекс Берзин на протяжении двадцати девяти лет жил в Дхармасале, в Индии, где он время от времени выступал в роли переводчика Его Святейшества Далай-ламы. В настоящее время Алекс живет в Берлине, в Германии, где преподает медитацию и философию тибетского буддизма.

Снежана Акпинар практикует буддизм, но профессионально изучает ислам. Хотя она родом из Республики Хорватия, бывшей Союзной республики в составе Югославии, в которой о буддизме практически ничего не было известно, ее отец – известный ученый-буддолог, уехавший в пожилом возрасте в Шри-Ланку и ставший там монахом.

Алекс Берзин: Адибудда — в каждом человеке это творец видимостей, творец того, что мы воспринимаем; так что в таком смысле Адибудда подобен творцу.

В исламе Аллах не персонифицирован. Так же как не является персонифицированной и эта творящая сила в уме каждого – ее можно рассматривать как нечто подобное богу-творцу, присутствующему в каждом человеке.

В интерпретации таких школ тибетского буддизма, как ньингма, кагью и сакья, Адибудда невыразим словами, находится вне концепций, невообразим. Исламские ученые способны понять это очень хорошо. Кроме того, такие фундаментальные принципы, как любовь и сострадание, присущие этим учениям, вызывают у исламских ученых желание больше узнать о буддизме.

Снежана Акпинар: Исламские учения о шариате могут быть в некотором смысле очень созвучны буддизму. Арабское слово «шариат», означающее «главный проспект» или «улицу»: это закон, который людям следует соблюдать, чтобы «движение» в этом мире было беспрепятственным. Это всего лишь параметры, позволяющие людям жить в гармонии. Согласно шариату, вам необходимо знать, как обращаться с инстинктами, сомнениями и интуицией. То есть шариат – это не свод предписаний, а набор методов, применяемых для того, чтобы прийти к истине. Это почти медитация.

Кроме того, тарикат, или «путь», очень часто описывается как сердцевина шариата. Если вы представите шариат как окружность круга, то тарикат ведет вас к центру круга. Если вы представите шариат в виде сферы, то тарикат – это центр сферы, связывающий вас с другими сферами. Это прямой путь к Богу, который есть непознанное, который не является чем-либо.

То есть в исламе есть концепции, очень близкие буддийским. Начнем с того, что большинство из них пришли из Центральной Азии, то есть они скорее всего как-то связаны с буддизмом даже на историческом уровне. Интересно отметить дальнейшие связи между буддизмом, исламом и христианством. Теологические труды аль-Газали, великого теолога ислама, подвигли Фому Аквинского сконцентрировать свою теологию вокруг концепций веры и разума. Такого рода вопросы очень детально обсуждались в Центральной Азии как буддистами, так и не-буддистами.

Концепции, подобные джихаду, означающему «надлежащее усилие», также созвучны буддийским учениям.

Ваше мышление может быть джихадом. Все, что вы делаете, может быть джихадом.

Военный смысл термина «джихад» можно также обнаружить во многих буддийских терминах. И это неудивительно. В конце концов, Будда сам происходил из военной, правящей касты. Поскольку Будда применил надлежащее усилие, его называют Победоносным – тем, кто выиграл битву с тревожащими эмоциями. Где же происходит эта битва? Она происходит в уме: это борьба с неведением, алчностью, привязанностью, гневом и ненавистью.

Кроме того, как в Центральной Азии, так и в Индии суфизм и буддизм оказывали друг на друга влияние. Некоторые практики суфизма похожи на начитывание мантр. Подобно тому как суфии повторяют имена Бога, буддисты восхваляют имена Манджушри. К тому же, существуют практики, понятные как мусульманам, так и буддистам, включающие обход вокруг священных объектов и паломничество. В обоех религиях присутствует акцент на щедрости и всеобщем равенстве.

Багдад в качестве столицы новой династии Аббасидов, несомненно, был построен индийскими архитекторами. Во второй половине IX столетия в Багдаде существовал «дом знаний». Буддийские и индуистские переводчики приходили туда, чтобы переводить различные тексты на местный, то есть арабский, язык. Все это говорит об обширных межкультурных связях. Одной из значительных областей обмена знаниями были науки, а именно астрономия, астрология и медицина.

А также философия. Я бы сказала, что ошибка Запада состоит в том, что, когда бы философия ни обсуждалась в контексте мусульманской традиции, ее связывают с Грецией, хотя многие из этих философских концепций на самом деле пришли не из Греции, а из Индии или с Востока.

Этот диалог мусульманских духовных лидеров с лидерами других религий продолжается, в частности, такими людьми, как Его Святейшество Далай-лама. Однажды Его Святейшество попросил меня найти ему западно-африканского чернокожего суфийского мастера – он был очень, очень точен в своей просьбе, – чтобы обсудить две религии. Такой мастер практически упал на нас с неба. Это был доктор Тирмизиоу Диалло, потомственный суфийский лидер Гвинеи (Западная Африка), о котором я уже упоминал в нашей беседе и с которым встретился благодаря нашему с ним общему немецкому другу из дипломатического корпуса. Я сопровождал его в Дхармасалу на встречу с Его Святейшеством. Более всего им обоим хотелось обсудить такую тему, как сострадание. В западно-африканской форме суфизма основным принципом являются любовь и сострадание. Суфийский лидер был настолько вдохновлен встречей с Его Святейшеством, что посетил посвящение Калачакры, которое Его Святейшество проводил в прошлом октябре в Граце (Австрия).

В Исламе есть красивое предание, касающееся серьезной проблемы: почему мусульмане воюют? Сначала Мухаммад, как и другие вдохновленные Богом пророки, отвергал насилие. Однако его община вымирала и подвергалась нападениям. Наконец он понял, что не в состоянии более удерживать своих последователей от борьбы. Именно тогда Мухаммад изрек свое знаменитое: «Я вижу, что не могу этого остановить, потому если вам необходимо воевать – воюйте. Но не забывайте, что отныне тяжесть ваших деяний падет на вас, и ваша религия уже не будет чиста до тех пор, пока вы не понесете тяжесть ответственности за ваши деяния». В этом учении присутствует закон кармы.

Слово «кадар» значит «сила». Обычно на Западе слово кадар также переводят и как «судьба». Между тем, слово «судьба» можно рассматривать и в значении «карма». Обратите внимание на то, как Мухаммад продолжил: «Когда ваш враг повержен, вы держите меч у его горла, и враг просит пощады, если вы в состоянии найти в себе сострадание, то лучшее что вы можете сделать – это простить его и обратить врага в друга. Если же в вас нет к этому человеку и крупицы сострадания, тогда убейте его. Но постарайтесь найти это сострадание, поскольку вы в ответе перед Богом».

На самом деле многие из самых ранних мусульман были обращены в веру на поле битвы. Тем не менее, идея заключается в том, что в первую очередь становится лучше именно тот, кто дарит жизнь, а не тот, кого пощадили.

Очень важно отметить, что незначительное меньшинство мусульман составляют боевики, фанатики и фундаменталисты. Вы можете обнаружить фанатичных фундаменталистов в любой религии, включая буддизм.

Вспомните вьетнамских монахов традиции дзен, сжигавших себя во время вьетнамской войны. Насколько я знаю, в буддизме нет ни одной школы, которая бы  санкционировала это. Предполагается, что вы проявляете почтение и уважение ко всему живому. В исламском мире, как и в христианском, есть такое понятие, как мученики. Подрывники-самоубийцы заявляют, что они мученики, однако они убивают себя. Первое правило гласит: «Не убий», – в том числе и себя. Эти люди не мученики, они просто «самоубийцы».

Inquiring Mind: На Западе большинство буддистов знакомы с исламом в основном по произведениям поэтов-суфиев, таких как Руми и Хафиз, воспевавших абсолютную любовь и преданность Богу, либо Бога, воплощенного во всем.

Между тем, существует другая центрально-азиатская традиция, связывающая ислам и буддизм очень интересным образом. Это то, что китайцы назвали бы согласованными рифмованными двустишиями, или катренами. В тюркских языках это называют кошма, что значит «то, что проносится в уме». Это мысль, которую вы схватываете, когда она исчезает; мысль, которую надо бы отпустить, но вы ее все равно схватываете. Вы пишите двустишие, а затем добавляете завершающую строчку, которая переворачивает весь смысл, говоря что-нибудь абсурдное. В сущности это коан. Знаменитые поэты, такие как Омар Хайям, пользовались этим приемом, также как и многие суфии, в частности из Центральной Азии. Хорошим примером является знаменитый турецкий народный поэт Урис Амрай, который также широко известен как суфий. Многие из его поэм начинаются с размышлений над могилой на кладбище, что является  распространенной формой медитации.

Google Buzz Vkontakte Facebook Twitter Мой мир Livejournal Google Bookmarks Закладки Yandex

Буддизм и Ислам — точки соприкосновения...: 126 комментариев

  1. вспомнилось просто

    «Перенос махаянистического буддизма на свежую почву, особенно проповедь учения мантраяны в современной деспотической стране, где встречаются люди, пропитанные материализмом, привыкшие видеть во всем утилитарную, выгодную для себя точку зрения, сопряжен с бесконечно трудными и разнообразными препятствиями. Здесь внешний мара, или Мара-Сын небожителя, войдя в сознание людей, начинает карать всех, кто замешан в любую религиозную проблему, за исключением разве что мусульманства, с которым, возможно, внешний мара имеет что-то общее».

    Б.Дандарон

  2. вспомнилось просто

    «Перенос махаянистического буддизма на свежую почву, особенно проповедь учения мантраяны в современной деспотической стране, где встречаются люди, пропитанные материализмом, привыкшие видеть во всем утилитарную, выгодную для себя точку зрения, сопряжен с бесконечно трудными и разнообразными препятствиями. Здесь внешний мара, или Мара-Сын небожителя, войдя в сознание людей, начинает карать всех, кто замешан в любую религиозную проблему, за исключением разве что мусульманства, с которым, возможно, внешний мара имеет что-то общее».

    Б.Дандарон

  3. вспомнилось просто

    «Перенос махаянистического буддизма на свежую почву, особенно проповедь учения мантраяны в современной деспотической стране, где встречаются люди, пропитанные материализмом, привыкшие видеть во всем утилитарную, выгодную для себя точку зрения, сопряжен с бесконечно трудными и разнообразными препятствиями. Здесь внешний мара, или Мара-Сын небожителя, войдя в сознание людей, начинает карать всех, кто замешан в любую религиозную проблему, за исключением разве что мусульманства, с которым, возможно, внешний мара имеет что-то общее».

    Б.Дандарон

  4. вспомнилось просто

    «Перенос махаянистического буддизма на свежую почву, особенно проповедь учения мантраяны в современной деспотической стране, где встречаются люди, пропитанные материализмом, привыкшие видеть во всем утилитарную, выгодную для себя точку зрения, сопряжен с бесконечно трудными и разнообразными препятствиями. Здесь внешний мара, или Мара-Сын небожителя, войдя в сознание людей, начинает карать всех, кто замешан в любую религиозную проблему, за исключением разве что мусульманства, с которым, возможно, внешний мара имеет что-то общее».

    Б.Дандарон

  5. вспомнилось просто

    «Перенос махаянистического буддизма на свежую почву, особенно проповедь учения мантраяны в современной деспотической стране, где встречаются люди, пропитанные материализмом, привыкшие видеть во всем утилитарную, выгодную для себя точку зрения, сопряжен с бесконечно трудными и разнообразными препятствиями. Здесь внешний мара, или Мара-Сын небожителя, войдя в сознание людей, начинает карать всех, кто замешан в любую религиозную проблему, за исключением разве что мусульманства, с которым, возможно, внешний мара имеет что-то общее».

    Б.Дандарон

  6. вспомнилось просто

    «Перенос махаянистического буддизма на свежую почву, особенно проповедь учения мантраяны в современной деспотической стране, где встречаются люди, пропитанные материализмом, привыкшие видеть во всем утилитарную, выгодную для себя точку зрения, сопряжен с бесконечно трудными и разнообразными препятствиями. Здесь внешний мара, или Мара-Сын небожителя, войдя в сознание людей, начинает карать всех, кто замешан в любую религиозную проблему, за исключением разве что мусульманства, с которым, возможно, внешний мара имеет что-то общее».

    Б.Дандарон

  7. вспомнилось просто

    «Перенос махаянистического буддизма на свежую почву, особенно проповедь учения мантраяны в современной деспотической стране, где встречаются люди, пропитанные материализмом, привыкшие видеть во всем утилитарную, выгодную для себя точку зрения, сопряжен с бесконечно трудными и разнообразными препятствиями. Здесь внешний мара, или Мара-Сын небожителя, войдя в сознание людей, начинает карать всех, кто замешан в любую религиозную проблему, за исключением разве что мусульманства, с которым, возможно, внешний мара имеет что-то общее».

    Б.Дандарон

  8. вспомнилось просто

    «Перенос махаянистического буддизма на свежую почву, особенно проповедь учения мантраяны в современной деспотической стране, где встречаются люди, пропитанные материализмом, привыкшие видеть во всем утилитарную, выгодную для себя точку зрения, сопряжен с бесконечно трудными и разнообразными препятствиями. Здесь внешний мара, или Мара-Сын небожителя, войдя в сознание людей, начинает карать всех, кто замешан в любую религиозную проблему, за исключением разве что мусульманства, с которым, возможно, внешний мара имеет что-то общее».

    Б.Дандарон

  9. вспомнилось просто

    «Перенос махаянистического буддизма на свежую почву, особенно проповедь учения мантраяны в современной деспотической стране, где встречаются люди, пропитанные материализмом, привыкшие видеть во всем утилитарную, выгодную для себя точку зрения, сопряжен с бесконечно трудными и разнообразными препятствиями. Здесь внешний мара, или Мара-Сын небожителя, войдя в сознание людей, начинает карать всех, кто замешан в любую религиозную проблему, за исключением разве что мусульманства, с которым, возможно, внешний мара имеет что-то общее».

    Б.Дандарон

  10. вспомнилось просто

    «Перенос махаянистического буддизма на свежую почву, особенно проповедь учения мантраяны в современной деспотической стране, где встречаются люди, пропитанные материализмом, привыкшие видеть во всем утилитарную, выгодную для себя точку зрения, сопряжен с бесконечно трудными и разнообразными препятствиями. Здесь внешний мара, или Мара-Сын небожителя, войдя в сознание людей, начинает карать всех, кто замешан в любую религиозную проблему, за исключением разве что мусульманства, с которым, возможно, внешний мара имеет что-то общее».

    Б.Дандарон

  11. вспомнилось просто

    «Перенос махаянистического буддизма на свежую почву, особенно проповедь учения мантраяны в современной деспотической стране, где встречаются люди, пропитанные материализмом, привыкшие видеть во всем утилитарную, выгодную для себя точку зрения, сопряжен с бесконечно трудными и разнообразными препятствиями. Здесь внешний мара, или Мара-Сын небожителя, войдя в сознание людей, начинает карать всех, кто замешан в любую религиозную проблему, за исключением разве что мусульманства, с которым, возможно, внешний мара имеет что-то общее».

    Б.Дандарон

  12. вспомнилось просто

    «Перенос махаянистического буддизма на свежую почву, особенно проповедь учения мантраяны в современной деспотической стране, где встречаются люди, пропитанные материализмом, привыкшие видеть во всем утилитарную, выгодную для себя точку зрения, сопряжен с бесконечно трудными и разнообразными препятствиями. Здесь внешний мара, или Мара-Сын небожителя, войдя в сознание людей, начинает карать всех, кто замешан в любую религиозную проблему, за исключением разве что мусульманства, с которым, возможно, внешний мара имеет что-то общее».

    Б.Дандарон

  13. вспомнилось просто

    «Перенос махаянистического буддизма на свежую почву, особенно проповедь учения мантраяны в современной деспотической стране, где встречаются люди, пропитанные материализмом, привыкшие видеть во всем утилитарную, выгодную для себя точку зрения, сопряжен с бесконечно трудными и разнообразными препятствиями. Здесь внешний мара, или Мара-Сын небожителя, войдя в сознание людей, начинает карать всех, кто замешан в любую религиозную проблему, за исключением разве что мусульманства, с которым, возможно, внешний мара имеет что-то общее».

    Б.Дандарон

  14. вспомнилось просто

    «Перенос махаянистического буддизма на свежую почву, особенно проповедь учения мантраяны в современной деспотической стране, где встречаются люди, пропитанные материализмом, привыкшие видеть во всем утилитарную, выгодную для себя точку зрения, сопряжен с бесконечно трудными и разнообразными препятствиями. Здесь внешний мара, или Мара-Сын небожителя, войдя в сознание людей, начинает карать всех, кто замешан в любую религиозную проблему, за исключением разве что мусульманства, с которым, возможно, внешний мара имеет что-то общее».

    Б.Дандарон

  15. Суфии и ЕСДЛ14 рулят:)

    Еще можно вспомнить Иоана Дамаскина св. православного.с которым не хотел расставаться мусульманский правитель...

    Интересно,а как относятся к суфиям внутри самого магистрального ислама?

    • Я уже как-то писал curanderos.ru/egypt.htm , что не очень относятся:

      «С шейхом мы обсуждали богословские вопросы. Он рассказывал мне об особенностях суннизма, чем он отличается от шиизма. Удивило то, что он совершенно не принимает суфизм, хотя лично я считаю суфизм вершиной духовной и мистической жизни Ислама. Шейх сказал, что суфизм мало чем отличается от христианства (вероятно, это должно было как-то принизить суфизм, а для меня это оказалось еще одним подтверждением духовного единства различных религий и правильности пути суфиев)».

      Суннитские «ортодоксы» считают, что суфизм появился от контактов с неверными и многое от них перенял, что в корне не сочетается с чистым Кораном.

  16. Суфии и ЕСДЛ14 рулят:)

    Еще можно вспомнить Иоана Дамаскина св. православного.с которым не хотел расставаться мусульманский правитель...

    Интересно,а как относятся к суфиям внутри самого магистрального ислама?

    • Я уже как-то писал curanderos.ru/egypt.htm , что не очень относятся:

      «С шейхом мы обсуждали богословские вопросы. Он рассказывал мне об особенностях суннизма, чем он отличается от шиизма. Удивило то, что он совершенно не принимает суфизм, хотя лично я считаю суфизм вершиной духовной и мистической жизни Ислама. Шейх сказал, что суфизм мало чем отличается от христианства (вероятно, это должно было как-то принизить суфизм, а для меня это оказалось еще одним подтверждением духовного единства различных религий и правильности пути суфиев)».

      Суннитские «ортодоксы» считают, что суфизм появился от контактов с неверными и многое от них перенял, что в корне не сочетается с чистым Кораном.

  17. Суфии и ЕСДЛ14 рулят:)

    Еще можно вспомнить Иоана Дамаскина св. православного.с которым не хотел расставаться мусульманский правитель...

    Интересно,а как относятся к суфиям внутри самого магистрального ислама?

    • Я уже как-то писал curanderos.ru/egypt.htm , что не очень относятся:

      «С шейхом мы обсуждали богословские вопросы. Он рассказывал мне об особенностях суннизма, чем он отличается от шиизма. Удивило то, что он совершенно не принимает суфизм, хотя лично я считаю суфизм вершиной духовной и мистической жизни Ислама. Шейх сказал, что суфизм мало чем отличается от христианства (вероятно, это должно было как-то принизить суфизм, а для меня это оказалось еще одним подтверждением духовного единства различных религий и правильности пути суфиев)».

      Суннитские «ортодоксы» считают, что суфизм появился от контактов с неверными и многое от них перенял, что в корне не сочетается с чистым Кораном.

  18. Суфии и ЕСДЛ14 рулят:)

    Еще можно вспомнить Иоана Дамаскина св. православного.с которым не хотел расставаться мусульманский правитель...

    Интересно,а как относятся к суфиям внутри самого магистрального ислама?

    • Я уже как-то писал curanderos.ru/egypt.htm , что не очень относятся:

      «С шейхом мы обсуждали богословские вопросы. Он рассказывал мне об особенностях суннизма, чем он отличается от шиизма. Удивило то, что он совершенно не принимает суфизм, хотя лично я считаю суфизм вершиной духовной и мистической жизни Ислама. Шейх сказал, что суфизм мало чем отличается от христианства (вероятно, это должно было как-то принизить суфизм, а для меня это оказалось еще одним подтверждением духовного единства различных религий и правильности пути суфиев)».

      Суннитские «ортодоксы» считают, что суфизм появился от контактов с неверными и многое от них перенял, что в корне не сочетается с чистым Кораном.

  19. Суфии и ЕСДЛ14 рулят:)

    Еще можно вспомнить Иоана Дамаскина св. православного.с которым не хотел расставаться мусульманский правитель...

    Интересно,а как относятся к суфиям внутри самого магистрального ислама?

    • Я уже как-то писал curanderos.ru/egypt.htm , что не очень относятся:

      «С шейхом мы обсуждали богословские вопросы. Он рассказывал мне об особенностях суннизма, чем он отличается от шиизма. Удивило то, что он совершенно не принимает суфизм, хотя лично я считаю суфизм вершиной духовной и мистической жизни Ислама. Шейх сказал, что суфизм мало чем отличается от христианства (вероятно, это должно было как-то принизить суфизм, а для меня это оказалось еще одним подтверждением духовного единства различных религий и правильности пути суфиев)».

      Суннитские «ортодоксы» считают, что суфизм появился от контактов с неверными и многое от них перенял, что в корне не сочетается с чистым Кораном.

  20. Суфии и ЕСДЛ14 рулят:)

    Еще можно вспомнить Иоана Дамаскина св. православного.с которым не хотел расставаться мусульманский правитель...

    Интересно,а как относятся к суфиям внутри самого магистрального ислама?

    • Я уже как-то писал curanderos.ru/egypt.htm , что не очень относятся:

      «С шейхом мы обсуждали богословские вопросы. Он рассказывал мне об особенностях суннизма, чем он отличается от шиизма. Удивило то, что он совершенно не принимает суфизм, хотя лично я считаю суфизм вершиной духовной и мистической жизни Ислама. Шейх сказал, что суфизм мало чем отличается от христианства (вероятно, это должно было как-то принизить суфизм, а для меня это оказалось еще одним подтверждением духовного единства различных религий и правильности пути суфиев)».

      Суннитские «ортодоксы» считают, что суфизм появился от контактов с неверными и многое от них перенял, что в корне не сочетается с чистым Кораном.

  21. Суфии и ЕСДЛ14 рулят:)

    Еще можно вспомнить Иоана Дамаскина св. православного.с которым не хотел расставаться мусульманский правитель...

    Интересно,а как относятся к суфиям внутри самого магистрального ислама?

    • Я уже как-то писал curanderos.ru/egypt.htm , что не очень относятся:

      «С шейхом мы обсуждали богословские вопросы. Он рассказывал мне об особенностях суннизма, чем он отличается от шиизма. Удивило то, что он совершенно не принимает суфизм, хотя лично я считаю суфизм вершиной духовной и мистической жизни Ислама. Шейх сказал, что суфизм мало чем отличается от христианства (вероятно, это должно было как-то принизить суфизм, а для меня это оказалось еще одним подтверждением духовного единства различных религий и правильности пути суфиев)».

      Суннитские «ортодоксы» считают, что суфизм появился от контактов с неверными и многое от них перенял, что в корне не сочетается с чистым Кораном.

  22. Суфии и ЕСДЛ14 рулят:)

    Еще можно вспомнить Иоана Дамаскина св. православного.с которым не хотел расставаться мусульманский правитель...

    Интересно,а как относятся к суфиям внутри самого магистрального ислама?

    • Я уже как-то писал curanderos.ru/egypt.htm , что не очень относятся:

      «С шейхом мы обсуждали богословские вопросы. Он рассказывал мне об особенностях суннизма, чем он отличается от шиизма. Удивило то, что он совершенно не принимает суфизм, хотя лично я считаю суфизм вершиной духовной и мистической жизни Ислама. Шейх сказал, что суфизм мало чем отличается от христианства (вероятно, это должно было как-то принизить суфизм, а для меня это оказалось еще одним подтверждением духовного единства различных религий и правильности пути суфиев)».

      Суннитские «ортодоксы» считают, что суфизм появился от контактов с неверными и многое от них перенял, что в корне не сочетается с чистым Кораном.

  23. Суфии и ЕСДЛ14 рулят:)

    Еще можно вспомнить Иоана Дамаскина св. православного.с которым не хотел расставаться мусульманский правитель...

    Интересно,а как относятся к суфиям внутри самого магистрального ислама?

    • Я уже как-то писал curanderos.ru/egypt.htm , что не очень относятся:

      «С шейхом мы обсуждали богословские вопросы. Он рассказывал мне об особенностях суннизма, чем он отличается от шиизма. Удивило то, что он совершенно не принимает суфизм, хотя лично я считаю суфизм вершиной духовной и мистической жизни Ислама. Шейх сказал, что суфизм мало чем отличается от христианства (вероятно, это должно было как-то принизить суфизм, а для меня это оказалось еще одним подтверждением духовного единства различных религий и правильности пути суфиев)».

      Суннитские «ортодоксы» считают, что суфизм появился от контактов с неверными и многое от них перенял, что в корне не сочетается с чистым Кораном.

  24. Суфии и ЕСДЛ14 рулят:)

    Еще можно вспомнить Иоана Дамаскина св. православного.с которым не хотел расставаться мусульманский правитель...

    Интересно,а как относятся к суфиям внутри самого магистрального ислама?

    • Я уже как-то писал curanderos.ru/egypt.htm , что не очень относятся:

      «С шейхом мы обсуждали богословские вопросы. Он рассказывал мне об особенностях суннизма, чем он отличается от шиизма. Удивило то, что он совершенно не принимает суфизм, хотя лично я считаю суфизм вершиной духовной и мистической жизни Ислама. Шейх сказал, что суфизм мало чем отличается от христианства (вероятно, это должно было как-то принизить суфизм, а для меня это оказалось еще одним подтверждением духовного единства различных религий и правильности пути суфиев)».

      Суннитские «ортодоксы» считают, что суфизм появился от контактов с неверными и многое от них перенял, что в корне не сочетается с чистым Кораном.

  25. Суфии и ЕСДЛ14 рулят:)

    Еще можно вспомнить Иоана Дамаскина св. православного.с которым не хотел расставаться мусульманский правитель...

    Интересно,а как относятся к суфиям внутри самого магистрального ислама?

    • Я уже как-то писал curanderos.ru/egypt.htm , что не очень относятся:

      «С шейхом мы обсуждали богословские вопросы. Он рассказывал мне об особенностях суннизма, чем он отличается от шиизма. Удивило то, что он совершенно не принимает суфизм, хотя лично я считаю суфизм вершиной духовной и мистической жизни Ислама. Шейх сказал, что суфизм мало чем отличается от христианства (вероятно, это должно было как-то принизить суфизм, а для меня это оказалось еще одним подтверждением духовного единства различных религий и правильности пути суфиев)».

      Суннитские «ортодоксы» считают, что суфизм появился от контактов с неверными и многое от них перенял, что в корне не сочетается с чистым Кораном.

  26. Суфии и ЕСДЛ14 рулят:)

    Еще можно вспомнить Иоана Дамаскина св. православного.с которым не хотел расставаться мусульманский правитель...

    Интересно,а как относятся к суфиям внутри самого магистрального ислама?

    • Я уже как-то писал curanderos.ru/egypt.htm , что не очень относятся:

      «С шейхом мы обсуждали богословские вопросы. Он рассказывал мне об особенностях суннизма, чем он отличается от шиизма. Удивило то, что он совершенно не принимает суфизм, хотя лично я считаю суфизм вершиной духовной и мистической жизни Ислама. Шейх сказал, что суфизм мало чем отличается от христианства (вероятно, это должно было как-то принизить суфизм, а для меня это оказалось еще одним подтверждением духовного единства различных религий и правильности пути суфиев)».

      Суннитские «ортодоксы» считают, что суфизм появился от контактов с неверными и многое от них перенял, что в корне не сочетается с чистым Кораном.

  27. Суфии и ЕСДЛ14 рулят:)

    Еще можно вспомнить Иоана Дамаскина св. православного.с которым не хотел расставаться мусульманский правитель...

    Интересно,а как относятся к суфиям внутри самого магистрального ислама?

    • Я уже как-то писал curanderos.ru/egypt.htm , что не очень относятся:

      «С шейхом мы обсуждали богословские вопросы. Он рассказывал мне об особенностях суннизма, чем он отличается от шиизма. Удивило то, что он совершенно не принимает суфизм, хотя лично я считаю суфизм вершиной духовной и мистической жизни Ислама. Шейх сказал, что суфизм мало чем отличается от христианства (вероятно, это должно было как-то принизить суфизм, а для меня это оказалось еще одним подтверждением духовного единства различных религий и правильности пути суфиев)».

      Суннитские «ортодоксы» считают, что суфизм появился от контактов с неверными и многое от них перенял, что в корне не сочетается с чистым Кораном.

  28. Суфии и ЕСДЛ14 рулят:)

    Еще можно вспомнить Иоана Дамаскина св. православного.с которым не хотел расставаться мусульманский правитель...

    Интересно,а как относятся к суфиям внутри самого магистрального ислама?

    • Я уже как-то писал curanderos.ru/egypt.htm , что не очень относятся:

      «С шейхом мы обсуждали богословские вопросы. Он рассказывал мне об особенностях суннизма, чем он отличается от шиизма. Удивило то, что он совершенно не принимает суфизм, хотя лично я считаю суфизм вершиной духовной и мистической жизни Ислама. Шейх сказал, что суфизм мало чем отличается от христианства (вероятно, это должно было как-то принизить суфизм, а для меня это оказалось еще одним подтверждением духовного единства различных религий и правильности пути суфиев)».

      Суннитские «ортодоксы» считают, что суфизм появился от контактов с неверными и многое от них перенял, что в корне не сочетается с чистым Кораном.

  29. Все мы люди, все мы человеки. Точки соприкосновения можно найти в любой из религий.В зависимости от времени, места, национальных и прочих особенностей у различных народов возникли и есть свои Боги, свои пророки. Они очень похожи по мыслям, законам,поступкам, с той разницей, что носят разные имена. Гонимые христиане, набрав силы, стали сами насаждать христианство огнем и мечом.Борьба с язычниками,с еретиками...Борьба ислама с «неверными». Внутренние расколы. С одной стороны все проповедуют любовь, равенство, братство, с другой — реки крови, исковерканные судьбы. Какая религия лучше? Какая религия победит? Та, у которой больше силы, больше денег и средств запугивания народных масс. Это мое субъективное мнение.

  30. Все мы люди, все мы человеки. Точки соприкосновения можно найти в любой из религий.В зависимости от времени, места, национальных и прочих особенностей у различных народов возникли и есть свои Боги, свои пророки. Они очень похожи по мыслям, законам,поступкам, с той разницей, что носят разные имена. Гонимые христиане, набрав силы, стали сами насаждать христианство огнем и мечом.Борьба с язычниками,с еретиками...Борьба ислама с «неверными». Внутренние расколы. С одной стороны все проповедуют любовь, равенство, братство, с другой — реки крови, исковерканные судьбы. Какая религия лучше? Какая религия победит? Та, у которой больше силы, больше денег и средств запугивания народных масс. Это мое субъективное мнение.

  31. Все мы люди, все мы человеки. Точки соприкосновения можно найти в любой из религий.В зависимости от времени, места, национальных и прочих особенностей у различных народов возникли и есть свои Боги, свои пророки. Они очень похожи по мыслям, законам,поступкам, с той разницей, что носят разные имена. Гонимые христиане, набрав силы, стали сами насаждать христианство огнем и мечом.Борьба с язычниками,с еретиками...Борьба ислама с «неверными». Внутренние расколы. С одной стороны все проповедуют любовь, равенство, братство, с другой — реки крови, исковерканные судьбы. Какая религия лучше? Какая религия победит? Та, у которой больше силы, больше денег и средств запугивания народных масс. Это мое субъективное мнение.

  32. Все мы люди, все мы человеки. Точки соприкосновения можно найти в любой из религий.В зависимости от времени, места, национальных и прочих особенностей у различных народов возникли и есть свои Боги, свои пророки. Они очень похожи по мыслям, законам,поступкам, с той разницей, что носят разные имена. Гонимые христиане, набрав силы, стали сами насаждать христианство огнем и мечом.Борьба с язычниками,с еретиками...Борьба ислама с «неверными». Внутренние расколы. С одной стороны все проповедуют любовь, равенство, братство, с другой — реки крови, исковерканные судьбы. Какая религия лучше? Какая религия победит? Та, у которой больше силы, больше денег и средств запугивания народных масс. Это мое субъективное мнение.

  33. Все мы люди, все мы человеки. Точки соприкосновения можно найти в любой из религий.В зависимости от времени, места, национальных и прочих особенностей у различных народов возникли и есть свои Боги, свои пророки. Они очень похожи по мыслям, законам,поступкам, с той разницей, что носят разные имена. Гонимые христиане, набрав силы, стали сами насаждать христианство огнем и мечом.Борьба с язычниками,с еретиками...Борьба ислама с «неверными». Внутренние расколы. С одной стороны все проповедуют любовь, равенство, братство, с другой — реки крови, исковерканные судьбы. Какая религия лучше? Какая религия победит? Та, у которой больше силы, больше денег и средств запугивания народных масс. Это мое субъективное мнение.

  34. Все мы люди, все мы человеки. Точки соприкосновения можно найти в любой из религий.В зависимости от времени, места, национальных и прочих особенностей у различных народов возникли и есть свои Боги, свои пророки. Они очень похожи по мыслям, законам,поступкам, с той разницей, что носят разные имена. Гонимые христиане, набрав силы, стали сами насаждать христианство огнем и мечом.Борьба с язычниками,с еретиками...Борьба ислама с «неверными». Внутренние расколы. С одной стороны все проповедуют любовь, равенство, братство, с другой — реки крови, исковерканные судьбы. Какая религия лучше? Какая религия победит? Та, у которой больше силы, больше денег и средств запугивания народных масс. Это мое субъективное мнение.

  35. Все мы люди, все мы человеки. Точки соприкосновения можно найти в любой из религий.В зависимости от времени, места, национальных и прочих особенностей у различных народов возникли и есть свои Боги, свои пророки. Они очень похожи по мыслям, законам,поступкам, с той разницей, что носят разные имена. Гонимые христиане, набрав силы, стали сами насаждать христианство огнем и мечом.Борьба с язычниками,с еретиками...Борьба ислама с «неверными». Внутренние расколы. С одной стороны все проповедуют любовь, равенство, братство, с другой — реки крови, исковерканные судьбы. Какая религия лучше? Какая религия победит? Та, у которой больше силы, больше денег и средств запугивания народных масс. Это мое субъективное мнение.

  36. Все мы люди, все мы человеки. Точки соприкосновения можно найти в любой из религий.В зависимости от времени, места, национальных и прочих особенностей у различных народов возникли и есть свои Боги, свои пророки. Они очень похожи по мыслям, законам,поступкам, с той разницей, что носят разные имена. Гонимые христиане, набрав силы, стали сами насаждать христианство огнем и мечом.Борьба с язычниками,с еретиками...Борьба ислама с «неверными». Внутренние расколы. С одной стороны все проповедуют любовь, равенство, братство, с другой — реки крови, исковерканные судьбы. Какая религия лучше? Какая религия победит? Та, у которой больше силы, больше денег и средств запугивания народных масс. Это мое субъективное мнение.

  37. Все мы люди, все мы человеки. Точки соприкосновения можно найти в любой из религий.В зависимости от времени, места, национальных и прочих особенностей у различных народов возникли и есть свои Боги, свои пророки. Они очень похожи по мыслям, законам,поступкам, с той разницей, что носят разные имена. Гонимые христиане, набрав силы, стали сами насаждать христианство огнем и мечом.Борьба с язычниками,с еретиками...Борьба ислама с «неверными». Внутренние расколы. С одной стороны все проповедуют любовь, равенство, братство, с другой — реки крови, исковерканные судьбы. Какая религия лучше? Какая религия победит? Та, у которой больше силы, больше денег и средств запугивания народных масс. Это мое субъективное мнение.

  38. Все мы люди, все мы человеки. Точки соприкосновения можно найти в любой из религий.В зависимости от времени, места, национальных и прочих особенностей у различных народов возникли и есть свои Боги, свои пророки. Они очень похожи по мыслям, законам,поступкам, с той разницей, что носят разные имена. Гонимые христиане, набрав силы, стали сами насаждать христианство огнем и мечом.Борьба с язычниками,с еретиками...Борьба ислама с «неверными». Внутренние расколы. С одной стороны все проповедуют любовь, равенство, братство, с другой — реки крови, исковерканные судьбы. Какая религия лучше? Какая религия победит? Та, у которой больше силы, больше денег и средств запугивания народных масс. Это мое субъективное мнение.

  39. Все мы люди, все мы человеки. Точки соприкосновения можно найти в любой из религий.В зависимости от времени, места, национальных и прочих особенностей у различных народов возникли и есть свои Боги, свои пророки. Они очень похожи по мыслям, законам,поступкам, с той разницей, что носят разные имена. Гонимые христиане, набрав силы, стали сами насаждать христианство огнем и мечом.Борьба с язычниками,с еретиками...Борьба ислама с «неверными». Внутренние расколы. С одной стороны все проповедуют любовь, равенство, братство, с другой — реки крови, исковерканные судьбы. Какая религия лучше? Какая религия победит? Та, у которой больше силы, больше денег и средств запугивания народных масс. Это мое субъективное мнение.

  40. Все мы люди, все мы человеки. Точки соприкосновения можно найти в любой из религий.В зависимости от времени, места, национальных и прочих особенностей у различных народов возникли и есть свои Боги, свои пророки. Они очень похожи по мыслям, законам,поступкам, с той разницей, что носят разные имена. Гонимые христиане, набрав силы, стали сами насаждать христианство огнем и мечом.Борьба с язычниками,с еретиками...Борьба ислама с «неверными». Внутренние расколы. С одной стороны все проповедуют любовь, равенство, братство, с другой — реки крови, исковерканные судьбы. Какая религия лучше? Какая религия победит? Та, у которой больше силы, больше денег и средств запугивания народных масс. Это мое субъективное мнение.

  41. Все мы люди, все мы человеки. Точки соприкосновения можно найти в любой из религий.В зависимости от времени, места, национальных и прочих особенностей у различных народов возникли и есть свои Боги, свои пророки. Они очень похожи по мыслям, законам,поступкам, с той разницей, что носят разные имена. Гонимые христиане, набрав силы, стали сами насаждать христианство огнем и мечом.Борьба с язычниками,с еретиками...Борьба ислама с «неверными». Внутренние расколы. С одной стороны все проповедуют любовь, равенство, братство, с другой — реки крови, исковерканные судьбы. Какая религия лучше? Какая религия победит? Та, у которой больше силы, больше денег и средств запугивания народных масс. Это мое субъективное мнение.

  42. Все мы люди, все мы человеки. Точки соприкосновения можно найти в любой из религий.В зависимости от времени, места, национальных и прочих особенностей у различных народов возникли и есть свои Боги, свои пророки. Они очень похожи по мыслям, законам,поступкам, с той разницей, что носят разные имена. Гонимые христиане, набрав силы, стали сами насаждать христианство огнем и мечом.Борьба с язычниками,с еретиками...Борьба ислама с «неверными». Внутренние расколы. С одной стороны все проповедуют любовь, равенство, братство, с другой — реки крови, исковерканные судьбы. Какая религия лучше? Какая религия победит? Та, у которой больше силы, больше денег и средств запугивания народных масс. Это мое субъективное мнение.

  43. Вспомните вьетнамских монахов традиции дзен, сжигавших себя во время вьетнамской войны.

    Да. А кто от этого пострадал кроме самих монахов-то? Это и есть тончайшая грань (это тема ждля этической медитациии) между Иваном Каляевым и исламскими смертниками.

    ПРО самоубийство — старцы-исихасты тоже гибли принципиально незащищаясь(!) от меча (!!). Являтся ли это самоубийством...?..тоже тема для этик-медитэ:)))

    Безымянный в фильме «Герой», что на моем юпике, — самоубийца ли он? И опять — кто из невинных пострадал (лишился жизни конкретно)от его «самоубийства»?

  44. Вспомните вьетнамских монахов традиции дзен, сжигавших себя во время вьетнамской войны.

    Да. А кто от этого пострадал кроме самих монахов-то? Это и есть тончайшая грань (это тема ждля этической медитациии) между Иваном Каляевым и исламскими смертниками.

    ПРО самоубийство — старцы-исихасты тоже гибли принципиально незащищаясь(!) от меча (!!). Являтся ли это самоубийством...?..тоже тема для этик-медитэ:)))

    Безымянный в фильме «Герой», что на моем юпике, — самоубийца ли он? И опять — кто из невинных пострадал (лишился жизни конкретно)от его «самоубийства»?

  45. Вспомните вьетнамских монахов традиции дзен, сжигавших себя во время вьетнамской войны.

    Да. А кто от этого пострадал кроме самих монахов-то? Это и есть тончайшая грань (это тема ждля этической медитациии) между Иваном Каляевым и исламскими смертниками.

    ПРО самоубийство — старцы-исихасты тоже гибли принципиально незащищаясь(!) от меча (!!). Являтся ли это самоубийством...?..тоже тема для этик-медитэ:)))

    Безымянный в фильме «Герой», что на моем юпике, — самоубийца ли он? И опять — кто из невинных пострадал (лишился жизни конкретно)от его «самоубийства»?

  46. Вспомните вьетнамских монахов традиции дзен, сжигавших себя во время вьетнамской войны.

    Да. А кто от этого пострадал кроме самих монахов-то? Это и есть тончайшая грань (это тема ждля этической медитациии) между Иваном Каляевым и исламскими смертниками.

    ПРО самоубийство — старцы-исихасты тоже гибли принципиально незащищаясь(!) от меча (!!). Являтся ли это самоубийством...?..тоже тема для этик-медитэ:)))

    Безымянный в фильме «Герой», что на моем юпике, — самоубийца ли он? И опять — кто из невинных пострадал (лишился жизни конкретно)от его «самоубийства»?

  47. Вспомните вьетнамских монахов традиции дзен, сжигавших себя во время вьетнамской войны.

    Да. А кто от этого пострадал кроме самих монахов-то? Это и есть тончайшая грань (это тема ждля этической медитациии) между Иваном Каляевым и исламскими смертниками.

    ПРО самоубийство — старцы-исихасты тоже гибли принципиально незащищаясь(!) от меча (!!). Являтся ли это самоубийством...?..тоже тема для этик-медитэ:)))

    Безымянный в фильме «Герой», что на моем юпике, — самоубийца ли он? И опять — кто из невинных пострадал (лишился жизни конкретно)от его «самоубийства»?

  48. Вспомните вьетнамских монахов традиции дзен, сжигавших себя во время вьетнамской войны.

    Да. А кто от этого пострадал кроме самих монахов-то? Это и есть тончайшая грань (это тема ждля этической медитациии) между Иваном Каляевым и исламскими смертниками.

    ПРО самоубийство — старцы-исихасты тоже гибли принципиально незащищаясь(!) от меча (!!). Являтся ли это самоубийством...?..тоже тема для этик-медитэ:)))

    Безымянный в фильме «Герой», что на моем юпике, — самоубийца ли он? И опять — кто из невинных пострадал (лишился жизни конкретно)от его «самоубийства»?

  49. Вспомните вьетнамских монахов традиции дзен, сжигавших себя во время вьетнамской войны.

    Да. А кто от этого пострадал кроме самих монахов-то? Это и есть тончайшая грань (это тема ждля этической медитациии) между Иваном Каляевым и исламскими смертниками.

    ПРО самоубийство — старцы-исихасты тоже гибли принципиально незащищаясь(!) от меча (!!). Являтся ли это самоубийством...?..тоже тема для этик-медитэ:)))

    Безымянный в фильме «Герой», что на моем юпике, — самоубийца ли он? И опять — кто из невинных пострадал (лишился жизни конкретно)от его «самоубийства»?

  50. Вспомните вьетнамских монахов традиции дзен, сжигавших себя во время вьетнамской войны.

    Да. А кто от этого пострадал кроме самих монахов-то? Это и есть тончайшая грань (это тема ждля этической медитациии) между Иваном Каляевым и исламскими смертниками.

    ПРО самоубийство — старцы-исихасты тоже гибли принципиально незащищаясь(!) от меча (!!). Являтся ли это самоубийством...?..тоже тема для этик-медитэ:)))

    Безымянный в фильме «Герой», что на моем юпике, — самоубийца ли он? И опять — кто из невинных пострадал (лишился жизни конкретно)от его «самоубийства»?

Добавить комментарий