зооманность и любвь «калашниковых»...

У меня есть друг – человек эрудированный, незаурядный, сердечный… но при этом –  жуткий мизантроп.  И это не смотря на то, что на свою мизерную зарплату он может накормить всех бездомных животных округи (а живет он на краю города, там, где  город уверенно наступает на пятки  бегущего прочь (в-никуда)  леса… и там, где обитают бездомные животные и бомжи). Нет, мой друг не бомж. Его покосившаяся хибара официально зарегистрирована, и сам он имеет прописку. Более того, его дом внутри полукольцевой. А это значит, что он житель города… не какой-нибудь там "провинциал" за полукольцевой )))

Однако при всей зооманности (гуманностью ведь не назвать любовь к животным), людей он не любит. Немного выпив, он так начинает рассуждать…

 

Мы так любим говорить о любви. Но что такое любовь? Может ли любить автомат Калашникова или остро заточенная  сабля (впрочем, и тупая тоже)? Природа Калашникова — стрелять, а сабли — рубить. Ничего не попишешь.

А что такое тело... любое тело — человека, ягуара, змеи или птицы?  Тело — это орудие убийства. Тело, это мельница, размельчающая другое тело на белки, жиры, углеводы… и минеральные вещества. И все ради чего? Все ради одного – чтобы впитать эти элементы и поддержать свою мельницу… и передать своему «мельнеченку» навыки успешного отлова и перемалывания других тел. Мельницы охотящиеся на мельницы.

Тело человека — это сложная трубка-червь с зубами на одном конце и выделительной системой — на другом. Чтобы не встречалось на пути этого зубастого червя – молоко, плоть коровы, курицы, яблоко или шпинат – он  все пропустит через себя, оставляя за собой лишь след из дерьма, мочи, пота и углекислого газа. А иногда (надо и не надо) он впрыскивает сперму в плоть других червей с зубами (то туда, то сюда)…

Я его спросил – а в чем же тогда разница между животными, которых он так любит, и людьми, которых он ненавидит? И он мне ответил: «Бог не создавал мир для любви. Бог создал мир для того, чтобы наслаждаться красотой. Клыки и когти – они так красивы! Любой папуас обязательно напялит себе на шею "амулет" из клыков и когтей диких животных. Эти клыки завораживают… потому что в них — честность природы. В природе главное красота… это еще понимали древние греки. Но христиане разучились видеть красоту. Христиане поверили в любовь. А христианская любовь, как говаривал Фридрих Ницше, худшее из зол. Потому что это зло затмевает весь смысл бытия. Бытия Красивых и Сильных.

Не знаю, почему-то глядя на моего бедного друга-оборванца, живущего в жалкой лачуге на краю распухающего города, я не видел ни красоты, ни силы. Но я не стал его осуждать. В конце концов, и Ницше, сойдя с ума, целовал мертвую лошадь и пил мочу из собственного сапога. А ведь это не мешало ему петь гимны сверхчеловеку и антихристу.
Кто мой дой друг? Дон Кихот, нападающий на прожорливые мельницы... "дон кихот", забывающий, что он такая же мельница. Или забывающий, что он... как и мы — вовсе не мельница.

 

Google Buzz Vkontakte Facebook Twitter Мой мир Livejournal Google Bookmarks Закладки Yandex

зооманность и любвь «калашниковых»...: 140 комментариев

  1. Здравствуйте!

    Да, я написала комментарий, а потом подумала, что написала не просто о мировоззрении вашего друга, а о его душевном состоянии, и если ваш друг прочитает мой комментарий, то он расстроится. Потому что одно дело спорить из-за Ницше, а совсем другое, прочитать про то, что кто-то полагает, будто бы ты мучаешься из-за какой-то травмы, по сути, из-за недостатка любви и понимания, и вся твоя философия – это обычная самозащита. Я решила, что написала вещи бестактные, к тому же, как выяснилось, еще и малопонятные :))))))) и поэтому коммент стерла.

    В первом абзаце я продолжала вот эту мысль:

    «Я его спросил – а в чем же тогда разница между животными, которых он так любит, и людьми, которых он ненавидит? И он мне ответил: «Бог не создавал мир для любви. Бог создал мир для того, чтобы наслаждаться красотой. Клыки и когти – они так красивы! Любой папуас обязательно напялит себе на шею «амулет» из клыков и когтей диких животных. Эти клыки завораживают… потому что в них — честность природы. В природе главное красота… это еще понимали древние греки. Но христиане разучились видеть красоту. Христиане поверили в любовь. А христианская любовь, как говаривал Фридрих Ницше, худшее из зол. Потому что это зло затмевает весь смысл бытия. Бытия Красивых и Сильных».

    У Ницше бог, как известно, умер, а ваш приятель полагает бога живым, более того, кровожадным эстетом. Красота в атрибутах насилия, конечно, есть, но ровно до того момента, как клык или коготь распорет жертве живот. После этого красота заканчивалась даже для древних греков, насколько я знаю.

    Я сама очень люблю животных и часто кормлю бездомных питомцев, которым очень сочувствую. И я знаю некоторых людей, которые мыслят приблизительно как ваш приятель. Они тоже начинают свои тезисы с того, что животные более чистые и честные, более красивые и правильные создания. Но почему-то все эти мои знакомые, как один, были глубоко ранены в детстве своими родными и близкими, им очень сильно не хватало безусловной любви, простой и бесхитростной, рассуждениями о которой полны учебники по психологии. И до чего же ранимы были эти люди на самом деле! До того, что вставали априори в пику человечеству, лишь бы оно не смогло дотянуться до их души. Отрицая сложность человеческой натуры, якобы стремясь к простоте, мои знакомые на самом деле всего лишь пытались скрыться от боли, которую причиняло человеческое непонимание и нелюбовь. Они отрицали то, чего не могли получить в полной мере. В общем, портрет вашего приятеля очень сильно совпал с моими наблюдениями, отсюда возник первый абзац.

    У меня и самой бывают странные настроения, когда собаки, кошки, птички мне кажутся гораздо милее человечества. Как-то раз я гуляла с мужем и обсуждала именно этот ход мысли, что, мол, у животных все проще, что собаки вообще могут любить человека больше самих себя, а кошка может пройти за уехавшими хозяевами сотни километров и прочее. А навстречу нам шла древняя старушка в платочке и с палочкой. Я закончила говорить задолго до того, как она могла бы понять суть нашей беседы, как вдруг, поравнявшись с нами, она повернулась ко мне и буркнула: «Бога надо любить, а не собак». И пошла дальше. Думаю, она имела в виду как раз христианского Бога )))) Странная история. Из серии синхронии Юнга )))))) В тему.

    Про Красивых и Сильных. Тут, думаю, некоторая аллегория все-таки была у Ницше. Потому что, даже судя по дорожно транспортным происшествиям, Красивые и Сильные запросто убивают Слабых и едут по своим делам дальше. Сильные часто переступают через окружающих. Тот же слон в порыве ярости может убить десятки, а то и сотню человек. Красиво, конечно, не соотносить себя с теми, кто оказался у него под ногами, но на самом деле слон бы Ницше из толпы не выделял )))

    • Большое спасибо за комментарий-размышления. А насчет «Бога надо любить, а не собак» вспомнилась почему-то притча про Майтрейю и собаку (Вы эту притчу хорошо знаете, я помню. Это я так, если вдруг кто решит почитать наши комменты :-)):

      история про Асангу. Он был важным индийским ученым, родившимся примерно через пятьсот лет после Будды, где-то в начале христианской эры. В молодости Асанга отправился в Университет Наланда, прославленный древнеиндийский монастырь и первый настоящий университет в мире. Хотя Асанга стал великим ученым, у него все еще были сомнения относительно некоторых учений. Он расспрашивал многих ученых и осознавших мастеров, но никто из них не мог развеять его сомнений. Он решил практиковать визуализацию Майтрейи, будущего будды, думая, что как только он увидит Майтрейю, он найдет ответы на свои вопросы. Получив посвящение и наставления, он отправился на гору в Индии и медитировал на Майтрейю три года.

      Асанга думал, что через три года у него будет достаточно силы, чтобы встретиться с Майтрейей и задать ему свои вопросы, но к этому времени он не получил никаких знаков. Через три года он устал и лишился вдохновения, и поэтому покинул свой ритрит. Спускаясь с горы, он пришел в деревню, где собрались люди посмотреть на старика, который делал иголку, натирая большую железную палку куском шелка. Асанге было трудно поверить, что кто-то может сделать иголку, натирая железный шест куском шелка, но старик заверил его, что это возможно, показав ему три иголки, которые он уже сделал. Когда Асанга увидел такой пример великого терпения, он решил продолжить свою практику и вернулся в ритрит еще на три года.

      В течение следующих трех лет у него было несколько снов о Майтрейе, но он все еще не мог видеть Майтрейю. Через три года он почувствовал утомление и усталость, и снова решил уйти. Спускаясь с горы, он увидел место, где вода капала на камень. Она капала очень медленно, одна капля в час, но эта капель проделала большую дыру в скале. Увидев это, Асанга вновь обрел мужество и он решил вернуться в ритрит еще на три года.

      >>>

    • >>>

      На этот раз у него были хорошие сны и другие знаки, но он все еще не мог ясно увидеть Майтрейю и задать ему свои вопросы. Он снова ушел. Спускаясь с горы, он увидел маленькую дыру в скале. Место вокруг дыры было отполировано птицей, которая терлась крыльями о камень. Это заставило его снова принять решение вернуться в пещеру еще на три года. Но и через этот трехлетний период он все еще не мог видеть Майтрейю. После двенадцати лет у него не было ответов, поэтому он покинул свой ритрит и пошел вниз по склону.

      По пути он наткнулся на старую собаку возле деревни. Когда она гавкнула на него, Асанга увидел, что нижняя часть ее тела была изранена и покрыта блохами и червями. Подойдя поближе, он увидел, что собака ужасно страдает и почувствовал к ней великое сострадание. Он подумал обо всех тех историях, в которых Будда Шакьямуни отдавал себя живым существам и решил, что пришло время отдать свое тело этой собаке и насекомым.

      Он пошел в деревню и купил нож. Этим ножом он отрезал мясо со своего бедра, думая убрать червей с собаки и поместить их на свою плоть. Затем он сообразил, что если он будет убирать насекомых пальцами, они умрут, потому что они очень хрупкие. Поэтому он решил убирать насекомых языком. Он не хотел смотреть на то, что он будет делать, поэтому он закрыл глаза и протянул язык к собаке. Но его язык попал на землю. Он пробовал снова и снова, но его язык продолжал касаться земли. Наконец, он открыл глаза и увидел, что старая собака исчезла и вместо нее был Будда Майтрейя.

      Увидев Будду Майтрейю, он был очень рад, но в тоже время несколько расстроен. Асанга практиковал так много лет, и только когда он увидел старую собаку, Майтрейя явился ему. Асанга начал плакать и спросил Майтрейю, почему он не показал себя раньше. Майтрейя ответил: «Я не был несострадательным к тебе. С первого дня, когда ты пришел в пещеру, я всегда был с тобой. Но до сегодняшнего дня омрачения заслоняли твое зрение. Теперь ты видишь меня из-за своего великого сострадания к собаке. Это сострадание удалило твои омрачения до такой степени, что ты можешь видеть меня.» После этого Майтрейя лично обучил Асангу текстам, известным как Пять учений Майтрейи, которые являются очень важными текстами в тибетской традиции.

      из книги Кхенчен Палден Шераб Ринпоче и Кхенпо Цеванг Донгьял Ринпоче «СВЕТ ТРЁХ ДРАГОЦЕННОСТЕЙ» spiritual.ru/lib/ssostr.html

      • Абсолютно гениальная история.

        Настоящему терпению приходится учиться всю жизнь. В первый раз я поняла, что мне надо учиться правильному ожиданию и правильной внимательности к миру, когда прочитала Гессе «Сиддхартху». Это было очень-очень много лет назад. И мне до сих пор приходится напоминать себе о терпении. О смирении, как называет это одна моя знакомая психолог )))

        Думаю, что старушка имела в виду, что если впустишь в свое сердце только собак, то для чего-то большего места может не найтись, но если впустишь в свое сердце Бога, то тогда и собаки, и кошки, и пчелки, и даже люди окажутся там же. Она противопоставила приятное (любовь к живому существу, которое ответит тебе взаимностью) и вечное (любовь вселенскую, ко всем живым существам, которые могут и не ответить, но это не важно, важна любовь). Я так истолковала ее слова и глубоко задумалась. Думаю до сих пор )))

        И до сих пор не могу так отказаться от себя, как отказался Майтрейя.

        Спасибо!

        • Да. Такое толкование тоже возможно. И наверное, даже нужно. Возвращаясь к нашему дорогому и уважаемому Руми:

          Ступай, ищи того, кто носит тело подобно одежде;

          не целуй кусок материи.

          То есть любовь, конечно, разная бывает. Увидеть и полюбить Дух куда сложнее, чем привязаться к тленной оболочке. Кстати, любовь к щенкам и кошечкам может быть всего-лишь проявлением «родительского инстинкта», ведь животные так иногда напоминают детей.

          А то что Вы говорите о любви, включая любовь к «ненавидящим вас»... это уже совсем о другом. Другие масштабы. Тут еще работать и работать над собой (это я про себя, конечно).

          Тут какая-то метанойя нужна. Изменение, перемена ума. Любить не потому что красиво и приятно, а любить, и тогда все станет красивым и прекрасным. Ведь как говорят мудрецы — мы видим то, во что мы верим. А как же мы увидим красоту, если мы не имеем в сердце любви. Отсюда и образы, которые предстают перед нами в обыденной жизни. Нам кажется, что все эти «морды» сами по себе существуют. Но когда мы осознаем, что жизнь подобна сновидению, тогда понимаем, что все эти неприятные физиономии — лишь результат нашего восприятия. Это как силуэты в сумерках. Когда темно, то они выглядят пугающе и дико. А включи свет, и вдруг ты стоишь, например, в Третьяковке или Эрмитаже. Наверное, пока мы не включим наши сердца, не озарим все вокруг любовью и состраданием, то так и будем блуждать средь «сытых хамов-сволочей» (БГ), «голубых мундиров и преданного им безмолвствующего народа». Все, что я говорю — это больше увещевания к самому себе ))) Глядишь... и случится чудо 🙂

  2. Здравствуйте!

    Да, я написала комментарий, а потом подумала, что написала не просто о мировоззрении вашего друга, а о его душевном состоянии, и если ваш друг прочитает мой комментарий, то он расстроится. Потому что одно дело спорить из-за Ницше, а совсем другое, прочитать про то, что кто-то полагает, будто бы ты мучаешься из-за какой-то травмы, по сути, из-за недостатка любви и понимания, и вся твоя философия – это обычная самозащита. Я решила, что написала вещи бестактные, к тому же, как выяснилось, еще и малопонятные :))))))) и поэтому коммент стерла.

    В первом абзаце я продолжала вот эту мысль:

    «Я его спросил – а в чем же тогда разница между животными, которых он так любит, и людьми, которых он ненавидит? И он мне ответил: «Бог не создавал мир для любви. Бог создал мир для того, чтобы наслаждаться красотой. Клыки и когти – они так красивы! Любой папуас обязательно напялит себе на шею «амулет» из клыков и когтей диких животных. Эти клыки завораживают… потому что в них — честность природы. В природе главное красота… это еще понимали древние греки. Но христиане разучились видеть красоту. Христиане поверили в любовь. А христианская любовь, как говаривал Фридрих Ницше, худшее из зол. Потому что это зло затмевает весь смысл бытия. Бытия Красивых и Сильных».

    У Ницше бог, как известно, умер, а ваш приятель полагает бога живым, более того, кровожадным эстетом. Красота в атрибутах насилия, конечно, есть, но ровно до того момента, как клык или коготь распорет жертве живот. После этого красота заканчивалась даже для древних греков, насколько я знаю.

    Я сама очень люблю животных и часто кормлю бездомных питомцев, которым очень сочувствую. И я знаю некоторых людей, которые мыслят приблизительно как ваш приятель. Они тоже начинают свои тезисы с того, что животные более чистые и честные, более красивые и правильные создания. Но почему-то все эти мои знакомые, как один, были глубоко ранены в детстве своими родными и близкими, им очень сильно не хватало безусловной любви, простой и бесхитростной, рассуждениями о которой полны учебники по психологии. И до чего же ранимы были эти люди на самом деле! До того, что вставали априори в пику человечеству, лишь бы оно не смогло дотянуться до их души. Отрицая сложность человеческой натуры, якобы стремясь к простоте, мои знакомые на самом деле всего лишь пытались скрыться от боли, которую причиняло человеческое непонимание и нелюбовь. Они отрицали то, чего не могли получить в полной мере. В общем, портрет вашего приятеля очень сильно совпал с моими наблюдениями, отсюда возник первый абзац.

    У меня и самой бывают странные настроения, когда собаки, кошки, птички мне кажутся гораздо милее человечества. Как-то раз я гуляла с мужем и обсуждала именно этот ход мысли, что, мол, у животных все проще, что собаки вообще могут любить человека больше самих себя, а кошка может пройти за уехавшими хозяевами сотни километров и прочее. А навстречу нам шла древняя старушка в платочке и с палочкой. Я закончила говорить задолго до того, как она могла бы понять суть нашей беседы, как вдруг, поравнявшись с нами, она повернулась ко мне и буркнула: «Бога надо любить, а не собак». И пошла дальше. Думаю, она имела в виду как раз христианского Бога )))) Странная история. Из серии синхронии Юнга )))))) В тему.

    Про Красивых и Сильных. Тут, думаю, некоторая аллегория все-таки была у Ницше. Потому что, даже судя по дорожно транспортным происшествиям, Красивые и Сильные запросто убивают Слабых и едут по своим делам дальше. Сильные часто переступают через окружающих. Тот же слон в порыве ярости может убить десятки, а то и сотню человек. Красиво, конечно, не соотносить себя с теми, кто оказался у него под ногами, но на самом деле слон бы Ницше из толпы не выделял )))

    • Большое спасибо за комментарий-размышления. А насчет «Бога надо любить, а не собак» вспомнилась почему-то притча про Майтрейю и собаку (Вы эту притчу хорошо знаете, я помню. Это я так, если вдруг кто решит почитать наши комменты :-)):

      история про Асангу. Он был важным индийским ученым, родившимся примерно через пятьсот лет после Будды, где-то в начале христианской эры. В молодости Асанга отправился в Университет Наланда, прославленный древнеиндийский монастырь и первый настоящий университет в мире. Хотя Асанга стал великим ученым, у него все еще были сомнения относительно некоторых учений. Он расспрашивал многих ученых и осознавших мастеров, но никто из них не мог развеять его сомнений. Он решил практиковать визуализацию Майтрейи, будущего будды, думая, что как только он увидит Майтрейю, он найдет ответы на свои вопросы. Получив посвящение и наставления, он отправился на гору в Индии и медитировал на Майтрейю три года.

      Асанга думал, что через три года у него будет достаточно силы, чтобы встретиться с Майтрейей и задать ему свои вопросы, но к этому времени он не получил никаких знаков. Через три года он устал и лишился вдохновения, и поэтому покинул свой ритрит. Спускаясь с горы, он пришел в деревню, где собрались люди посмотреть на старика, который делал иголку, натирая большую железную палку куском шелка. Асанге было трудно поверить, что кто-то может сделать иголку, натирая железный шест куском шелка, но старик заверил его, что это возможно, показав ему три иголки, которые он уже сделал. Когда Асанга увидел такой пример великого терпения, он решил продолжить свою практику и вернулся в ритрит еще на три года.

      В течение следующих трех лет у него было несколько снов о Майтрейе, но он все еще не мог видеть Майтрейю. Через три года он почувствовал утомление и усталость, и снова решил уйти. Спускаясь с горы, он увидел место, где вода капала на камень. Она капала очень медленно, одна капля в час, но эта капель проделала большую дыру в скале. Увидев это, Асанга вновь обрел мужество и он решил вернуться в ритрит еще на три года.

      >>>

    • >>>

      На этот раз у него были хорошие сны и другие знаки, но он все еще не мог ясно увидеть Майтрейю и задать ему свои вопросы. Он снова ушел. Спускаясь с горы, он увидел маленькую дыру в скале. Место вокруг дыры было отполировано птицей, которая терлась крыльями о камень. Это заставило его снова принять решение вернуться в пещеру еще на три года. Но и через этот трехлетний период он все еще не мог видеть Майтрейю. После двенадцати лет у него не было ответов, поэтому он покинул свой ритрит и пошел вниз по склону.

      По пути он наткнулся на старую собаку возле деревни. Когда она гавкнула на него, Асанга увидел, что нижняя часть ее тела была изранена и покрыта блохами и червями. Подойдя поближе, он увидел, что собака ужасно страдает и почувствовал к ней великое сострадание. Он подумал обо всех тех историях, в которых Будда Шакьямуни отдавал себя живым существам и решил, что пришло время отдать свое тело этой собаке и насекомым.

      Он пошел в деревню и купил нож. Этим ножом он отрезал мясо со своего бедра, думая убрать червей с собаки и поместить их на свою плоть. Затем он сообразил, что если он будет убирать насекомых пальцами, они умрут, потому что они очень хрупкие. Поэтому он решил убирать насекомых языком. Он не хотел смотреть на то, что он будет делать, поэтому он закрыл глаза и протянул язык к собаке. Но его язык попал на землю. Он пробовал снова и снова, но его язык продолжал касаться земли. Наконец, он открыл глаза и увидел, что старая собака исчезла и вместо нее был Будда Майтрейя.

      Увидев Будду Майтрейю, он был очень рад, но в тоже время несколько расстроен. Асанга практиковал так много лет, и только когда он увидел старую собаку, Майтрейя явился ему. Асанга начал плакать и спросил Майтрейю, почему он не показал себя раньше. Майтрейя ответил: «Я не был несострадательным к тебе. С первого дня, когда ты пришел в пещеру, я всегда был с тобой. Но до сегодняшнего дня омрачения заслоняли твое зрение. Теперь ты видишь меня из-за своего великого сострадания к собаке. Это сострадание удалило твои омрачения до такой степени, что ты можешь видеть меня.» После этого Майтрейя лично обучил Асангу текстам, известным как Пять учений Майтрейи, которые являются очень важными текстами в тибетской традиции.

      из книги Кхенчен Палден Шераб Ринпоче и Кхенпо Цеванг Донгьял Ринпоче «СВЕТ ТРЁХ ДРАГОЦЕННОСТЕЙ» spiritual.ru/lib/ssostr.html

      • Абсолютно гениальная история.

        Настоящему терпению приходится учиться всю жизнь. В первый раз я поняла, что мне надо учиться правильному ожиданию и правильной внимательности к миру, когда прочитала Гессе «Сиддхартху». Это было очень-очень много лет назад. И мне до сих пор приходится напоминать себе о терпении. О смирении, как называет это одна моя знакомая психолог )))

        Думаю, что старушка имела в виду, что если впустишь в свое сердце только собак, то для чего-то большего места может не найтись, но если впустишь в свое сердце Бога, то тогда и собаки, и кошки, и пчелки, и даже люди окажутся там же. Она противопоставила приятное (любовь к живому существу, которое ответит тебе взаимностью) и вечное (любовь вселенскую, ко всем живым существам, которые могут и не ответить, но это не важно, важна любовь). Я так истолковала ее слова и глубоко задумалась. Думаю до сих пор )))

        И до сих пор не могу так отказаться от себя, как отказался Майтрейя.

        Спасибо!

        • Да. Такое толкование тоже возможно. И наверное, даже нужно. Возвращаясь к нашему дорогому и уважаемому Руми:

          Ступай, ищи того, кто носит тело подобно одежде;

          не целуй кусок материи.

          То есть любовь, конечно, разная бывает. Увидеть и полюбить Дух куда сложнее, чем привязаться к тленной оболочке. Кстати, любовь к щенкам и кошечкам может быть всего-лишь проявлением «родительского инстинкта», ведь животные так иногда напоминают детей.

          А то что Вы говорите о любви, включая любовь к «ненавидящим вас»... это уже совсем о другом. Другие масштабы. Тут еще работать и работать над собой (это я про себя, конечно).

          Тут какая-то метанойя нужна. Изменение, перемена ума. Любить не потому что красиво и приятно, а любить, и тогда все станет красивым и прекрасным. Ведь как говорят мудрецы — мы видим то, во что мы верим. А как же мы увидим красоту, если мы не имеем в сердце любви. Отсюда и образы, которые предстают перед нами в обыденной жизни. Нам кажется, что все эти «морды» сами по себе существуют. Но когда мы осознаем, что жизнь подобна сновидению, тогда понимаем, что все эти неприятные физиономии — лишь результат нашего восприятия. Это как силуэты в сумерках. Когда темно, то они выглядят пугающе и дико. А включи свет, и вдруг ты стоишь, например, в Третьяковке или Эрмитаже. Наверное, пока мы не включим наши сердца, не озарим все вокруг любовью и состраданием, то так и будем блуждать средь «сытых хамов-сволочей» (БГ), «голубых мундиров и преданного им безмолвствующего народа». Все, что я говорю — это больше увещевания к самому себе ))) Глядишь... и случится чудо 🙂

  3. Здравствуйте!

    Да, я написала комментарий, а потом подумала, что написала не просто о мировоззрении вашего друга, а о его душевном состоянии, и если ваш друг прочитает мой комментарий, то он расстроится. Потому что одно дело спорить из-за Ницше, а совсем другое, прочитать про то, что кто-то полагает, будто бы ты мучаешься из-за какой-то травмы, по сути, из-за недостатка любви и понимания, и вся твоя философия – это обычная самозащита. Я решила, что написала вещи бестактные, к тому же, как выяснилось, еще и малопонятные :))))))) и поэтому коммент стерла.

    В первом абзаце я продолжала вот эту мысль:

    «Я его спросил – а в чем же тогда разница между животными, которых он так любит, и людьми, которых он ненавидит? И он мне ответил: «Бог не создавал мир для любви. Бог создал мир для того, чтобы наслаждаться красотой. Клыки и когти – они так красивы! Любой папуас обязательно напялит себе на шею «амулет» из клыков и когтей диких животных. Эти клыки завораживают… потому что в них — честность природы. В природе главное красота… это еще понимали древние греки. Но христиане разучились видеть красоту. Христиане поверили в любовь. А христианская любовь, как говаривал Фридрих Ницше, худшее из зол. Потому что это зло затмевает весь смысл бытия. Бытия Красивых и Сильных».

    У Ницше бог, как известно, умер, а ваш приятель полагает бога живым, более того, кровожадным эстетом. Красота в атрибутах насилия, конечно, есть, но ровно до того момента, как клык или коготь распорет жертве живот. После этого красота заканчивалась даже для древних греков, насколько я знаю.

    Я сама очень люблю животных и часто кормлю бездомных питомцев, которым очень сочувствую. И я знаю некоторых людей, которые мыслят приблизительно как ваш приятель. Они тоже начинают свои тезисы с того, что животные более чистые и честные, более красивые и правильные создания. Но почему-то все эти мои знакомые, как один, были глубоко ранены в детстве своими родными и близкими, им очень сильно не хватало безусловной любви, простой и бесхитростной, рассуждениями о которой полны учебники по психологии. И до чего же ранимы были эти люди на самом деле! До того, что вставали априори в пику человечеству, лишь бы оно не смогло дотянуться до их души. Отрицая сложность человеческой натуры, якобы стремясь к простоте, мои знакомые на самом деле всего лишь пытались скрыться от боли, которую причиняло человеческое непонимание и нелюбовь. Они отрицали то, чего не могли получить в полной мере. В общем, портрет вашего приятеля очень сильно совпал с моими наблюдениями, отсюда возник первый абзац.

    У меня и самой бывают странные настроения, когда собаки, кошки, птички мне кажутся гораздо милее человечества. Как-то раз я гуляла с мужем и обсуждала именно этот ход мысли, что, мол, у животных все проще, что собаки вообще могут любить человека больше самих себя, а кошка может пройти за уехавшими хозяевами сотни километров и прочее. А навстречу нам шла древняя старушка в платочке и с палочкой. Я закончила говорить задолго до того, как она могла бы понять суть нашей беседы, как вдруг, поравнявшись с нами, она повернулась ко мне и буркнула: «Бога надо любить, а не собак». И пошла дальше. Думаю, она имела в виду как раз христианского Бога )))) Странная история. Из серии синхронии Юнга )))))) В тему.

    Про Красивых и Сильных. Тут, думаю, некоторая аллегория все-таки была у Ницше. Потому что, даже судя по дорожно транспортным происшествиям, Красивые и Сильные запросто убивают Слабых и едут по своим делам дальше. Сильные часто переступают через окружающих. Тот же слон в порыве ярости может убить десятки, а то и сотню человек. Красиво, конечно, не соотносить себя с теми, кто оказался у него под ногами, но на самом деле слон бы Ницше из толпы не выделял )))

    • Большое спасибо за комментарий-размышления. А насчет «Бога надо любить, а не собак» вспомнилась почему-то притча про Майтрейю и собаку (Вы эту притчу хорошо знаете, я помню. Это я так, если вдруг кто решит почитать наши комменты :-)):

      история про Асангу. Он был важным индийским ученым, родившимся примерно через пятьсот лет после Будды, где-то в начале христианской эры. В молодости Асанга отправился в Университет Наланда, прославленный древнеиндийский монастырь и первый настоящий университет в мире. Хотя Асанга стал великим ученым, у него все еще были сомнения относительно некоторых учений. Он расспрашивал многих ученых и осознавших мастеров, но никто из них не мог развеять его сомнений. Он решил практиковать визуализацию Майтрейи, будущего будды, думая, что как только он увидит Майтрейю, он найдет ответы на свои вопросы. Получив посвящение и наставления, он отправился на гору в Индии и медитировал на Майтрейю три года.

      Асанга думал, что через три года у него будет достаточно силы, чтобы встретиться с Майтрейей и задать ему свои вопросы, но к этому времени он не получил никаких знаков. Через три года он устал и лишился вдохновения, и поэтому покинул свой ритрит. Спускаясь с горы, он пришел в деревню, где собрались люди посмотреть на старика, который делал иголку, натирая большую железную палку куском шелка. Асанге было трудно поверить, что кто-то может сделать иголку, натирая железный шест куском шелка, но старик заверил его, что это возможно, показав ему три иголки, которые он уже сделал. Когда Асанга увидел такой пример великого терпения, он решил продолжить свою практику и вернулся в ритрит еще на три года.

      В течение следующих трех лет у него было несколько снов о Майтрейе, но он все еще не мог видеть Майтрейю. Через три года он почувствовал утомление и усталость, и снова решил уйти. Спускаясь с горы, он увидел место, где вода капала на камень. Она капала очень медленно, одна капля в час, но эта капель проделала большую дыру в скале. Увидев это, Асанга вновь обрел мужество и он решил вернуться в ритрит еще на три года.

      >>>

    • >>>

      На этот раз у него были хорошие сны и другие знаки, но он все еще не мог ясно увидеть Майтрейю и задать ему свои вопросы. Он снова ушел. Спускаясь с горы, он увидел маленькую дыру в скале. Место вокруг дыры было отполировано птицей, которая терлась крыльями о камень. Это заставило его снова принять решение вернуться в пещеру еще на три года. Но и через этот трехлетний период он все еще не мог видеть Майтрейю. После двенадцати лет у него не было ответов, поэтому он покинул свой ритрит и пошел вниз по склону.

      По пути он наткнулся на старую собаку возле деревни. Когда она гавкнула на него, Асанга увидел, что нижняя часть ее тела была изранена и покрыта блохами и червями. Подойдя поближе, он увидел, что собака ужасно страдает и почувствовал к ней великое сострадание. Он подумал обо всех тех историях, в которых Будда Шакьямуни отдавал себя живым существам и решил, что пришло время отдать свое тело этой собаке и насекомым.

      Он пошел в деревню и купил нож. Этим ножом он отрезал мясо со своего бедра, думая убрать червей с собаки и поместить их на свою плоть. Затем он сообразил, что если он будет убирать насекомых пальцами, они умрут, потому что они очень хрупкие. Поэтому он решил убирать насекомых языком. Он не хотел смотреть на то, что он будет делать, поэтому он закрыл глаза и протянул язык к собаке. Но его язык попал на землю. Он пробовал снова и снова, но его язык продолжал касаться земли. Наконец, он открыл глаза и увидел, что старая собака исчезла и вместо нее был Будда Майтрейя.

      Увидев Будду Майтрейю, он был очень рад, но в тоже время несколько расстроен. Асанга практиковал так много лет, и только когда он увидел старую собаку, Майтрейя явился ему. Асанга начал плакать и спросил Майтрейю, почему он не показал себя раньше. Майтрейя ответил: «Я не был несострадательным к тебе. С первого дня, когда ты пришел в пещеру, я всегда был с тобой. Но до сегодняшнего дня омрачения заслоняли твое зрение. Теперь ты видишь меня из-за своего великого сострадания к собаке. Это сострадание удалило твои омрачения до такой степени, что ты можешь видеть меня.» После этого Майтрейя лично обучил Асангу текстам, известным как Пять учений Майтрейи, которые являются очень важными текстами в тибетской традиции.

      из книги Кхенчен Палден Шераб Ринпоче и Кхенпо Цеванг Донгьял Ринпоче «СВЕТ ТРЁХ ДРАГОЦЕННОСТЕЙ» spiritual.ru/lib/ssostr.html

      • Абсолютно гениальная история.

        Настоящему терпению приходится учиться всю жизнь. В первый раз я поняла, что мне надо учиться правильному ожиданию и правильной внимательности к миру, когда прочитала Гессе «Сиддхартху». Это было очень-очень много лет назад. И мне до сих пор приходится напоминать себе о терпении. О смирении, как называет это одна моя знакомая психолог )))

        Думаю, что старушка имела в виду, что если впустишь в свое сердце только собак, то для чего-то большего места может не найтись, но если впустишь в свое сердце Бога, то тогда и собаки, и кошки, и пчелки, и даже люди окажутся там же. Она противопоставила приятное (любовь к живому существу, которое ответит тебе взаимностью) и вечное (любовь вселенскую, ко всем живым существам, которые могут и не ответить, но это не важно, важна любовь). Я так истолковала ее слова и глубоко задумалась. Думаю до сих пор )))

        И до сих пор не могу так отказаться от себя, как отказался Майтрейя.

        Спасибо!

        • Да. Такое толкование тоже возможно. И наверное, даже нужно. Возвращаясь к нашему дорогому и уважаемому Руми:

          Ступай, ищи того, кто носит тело подобно одежде;

          не целуй кусок материи.

          То есть любовь, конечно, разная бывает. Увидеть и полюбить Дух куда сложнее, чем привязаться к тленной оболочке. Кстати, любовь к щенкам и кошечкам может быть всего-лишь проявлением «родительского инстинкта», ведь животные так иногда напоминают детей.

          А то что Вы говорите о любви, включая любовь к «ненавидящим вас»... это уже совсем о другом. Другие масштабы. Тут еще работать и работать над собой (это я про себя, конечно).

          Тут какая-то метанойя нужна. Изменение, перемена ума. Любить не потому что красиво и приятно, а любить, и тогда все станет красивым и прекрасным. Ведь как говорят мудрецы — мы видим то, во что мы верим. А как же мы увидим красоту, если мы не имеем в сердце любви. Отсюда и образы, которые предстают перед нами в обыденной жизни. Нам кажется, что все эти «морды» сами по себе существуют. Но когда мы осознаем, что жизнь подобна сновидению, тогда понимаем, что все эти неприятные физиономии — лишь результат нашего восприятия. Это как силуэты в сумерках. Когда темно, то они выглядят пугающе и дико. А включи свет, и вдруг ты стоишь, например, в Третьяковке или Эрмитаже. Наверное, пока мы не включим наши сердца, не озарим все вокруг любовью и состраданием, то так и будем блуждать средь «сытых хамов-сволочей» (БГ), «голубых мундиров и преданного им безмолвствующего народа». Все, что я говорю — это больше увещевания к самому себе ))) Глядишь... и случится чудо 🙂

  4. Здравствуйте!

    Да, я написала комментарий, а потом подумала, что написала не просто о мировоззрении вашего друга, а о его душевном состоянии, и если ваш друг прочитает мой комментарий, то он расстроится. Потому что одно дело спорить из-за Ницше, а совсем другое, прочитать про то, что кто-то полагает, будто бы ты мучаешься из-за какой-то травмы, по сути, из-за недостатка любви и понимания, и вся твоя философия – это обычная самозащита. Я решила, что написала вещи бестактные, к тому же, как выяснилось, еще и малопонятные :))))))) и поэтому коммент стерла.

    В первом абзаце я продолжала вот эту мысль:

    «Я его спросил – а в чем же тогда разница между животными, которых он так любит, и людьми, которых он ненавидит? И он мне ответил: «Бог не создавал мир для любви. Бог создал мир для того, чтобы наслаждаться красотой. Клыки и когти – они так красивы! Любой папуас обязательно напялит себе на шею «амулет» из клыков и когтей диких животных. Эти клыки завораживают… потому что в них — честность природы. В природе главное красота… это еще понимали древние греки. Но христиане разучились видеть красоту. Христиане поверили в любовь. А христианская любовь, как говаривал Фридрих Ницше, худшее из зол. Потому что это зло затмевает весь смысл бытия. Бытия Красивых и Сильных».

    У Ницше бог, как известно, умер, а ваш приятель полагает бога живым, более того, кровожадным эстетом. Красота в атрибутах насилия, конечно, есть, но ровно до того момента, как клык или коготь распорет жертве живот. После этого красота заканчивалась даже для древних греков, насколько я знаю.

    Я сама очень люблю животных и часто кормлю бездомных питомцев, которым очень сочувствую. И я знаю некоторых людей, которые мыслят приблизительно как ваш приятель. Они тоже начинают свои тезисы с того, что животные более чистые и честные, более красивые и правильные создания. Но почему-то все эти мои знакомые, как один, были глубоко ранены в детстве своими родными и близкими, им очень сильно не хватало безусловной любви, простой и бесхитростной, рассуждениями о которой полны учебники по психологии. И до чего же ранимы были эти люди на самом деле! До того, что вставали априори в пику человечеству, лишь бы оно не смогло дотянуться до их души. Отрицая сложность человеческой натуры, якобы стремясь к простоте, мои знакомые на самом деле всего лишь пытались скрыться от боли, которую причиняло человеческое непонимание и нелюбовь. Они отрицали то, чего не могли получить в полной мере. В общем, портрет вашего приятеля очень сильно совпал с моими наблюдениями, отсюда возник первый абзац.

    У меня и самой бывают странные настроения, когда собаки, кошки, птички мне кажутся гораздо милее человечества. Как-то раз я гуляла с мужем и обсуждала именно этот ход мысли, что, мол, у животных все проще, что собаки вообще могут любить человека больше самих себя, а кошка может пройти за уехавшими хозяевами сотни километров и прочее. А навстречу нам шла древняя старушка в платочке и с палочкой. Я закончила говорить задолго до того, как она могла бы понять суть нашей беседы, как вдруг, поравнявшись с нами, она повернулась ко мне и буркнула: «Бога надо любить, а не собак». И пошла дальше. Думаю, она имела в виду как раз христианского Бога )))) Странная история. Из серии синхронии Юнга )))))) В тему.

    Про Красивых и Сильных. Тут, думаю, некоторая аллегория все-таки была у Ницше. Потому что, даже судя по дорожно транспортным происшествиям, Красивые и Сильные запросто убивают Слабых и едут по своим делам дальше. Сильные часто переступают через окружающих. Тот же слон в порыве ярости может убить десятки, а то и сотню человек. Красиво, конечно, не соотносить себя с теми, кто оказался у него под ногами, но на самом деле слон бы Ницше из толпы не выделял )))

    • Большое спасибо за комментарий-размышления. А насчет «Бога надо любить, а не собак» вспомнилась почему-то притча про Майтрейю и собаку (Вы эту притчу хорошо знаете, я помню. Это я так, если вдруг кто решит почитать наши комменты :-)):

      история про Асангу. Он был важным индийским ученым, родившимся примерно через пятьсот лет после Будды, где-то в начале христианской эры. В молодости Асанга отправился в Университет Наланда, прославленный древнеиндийский монастырь и первый настоящий университет в мире. Хотя Асанга стал великим ученым, у него все еще были сомнения относительно некоторых учений. Он расспрашивал многих ученых и осознавших мастеров, но никто из них не мог развеять его сомнений. Он решил практиковать визуализацию Майтрейи, будущего будды, думая, что как только он увидит Майтрейю, он найдет ответы на свои вопросы. Получив посвящение и наставления, он отправился на гору в Индии и медитировал на Майтрейю три года.

      Асанга думал, что через три года у него будет достаточно силы, чтобы встретиться с Майтрейей и задать ему свои вопросы, но к этому времени он не получил никаких знаков. Через три года он устал и лишился вдохновения, и поэтому покинул свой ритрит. Спускаясь с горы, он пришел в деревню, где собрались люди посмотреть на старика, который делал иголку, натирая большую железную палку куском шелка. Асанге было трудно поверить, что кто-то может сделать иголку, натирая железный шест куском шелка, но старик заверил его, что это возможно, показав ему три иголки, которые он уже сделал. Когда Асанга увидел такой пример великого терпения, он решил продолжить свою практику и вернулся в ритрит еще на три года.

      В течение следующих трех лет у него было несколько снов о Майтрейе, но он все еще не мог видеть Майтрейю. Через три года он почувствовал утомление и усталость, и снова решил уйти. Спускаясь с горы, он увидел место, где вода капала на камень. Она капала очень медленно, одна капля в час, но эта капель проделала большую дыру в скале. Увидев это, Асанга вновь обрел мужество и он решил вернуться в ритрит еще на три года.

      >>>

    • >>>

      На этот раз у него были хорошие сны и другие знаки, но он все еще не мог ясно увидеть Майтрейю и задать ему свои вопросы. Он снова ушел. Спускаясь с горы, он увидел маленькую дыру в скале. Место вокруг дыры было отполировано птицей, которая терлась крыльями о камень. Это заставило его снова принять решение вернуться в пещеру еще на три года. Но и через этот трехлетний период он все еще не мог видеть Майтрейю. После двенадцати лет у него не было ответов, поэтому он покинул свой ритрит и пошел вниз по склону.

      По пути он наткнулся на старую собаку возле деревни. Когда она гавкнула на него, Асанга увидел, что нижняя часть ее тела была изранена и покрыта блохами и червями. Подойдя поближе, он увидел, что собака ужасно страдает и почувствовал к ней великое сострадание. Он подумал обо всех тех историях, в которых Будда Шакьямуни отдавал себя живым существам и решил, что пришло время отдать свое тело этой собаке и насекомым.

      Он пошел в деревню и купил нож. Этим ножом он отрезал мясо со своего бедра, думая убрать червей с собаки и поместить их на свою плоть. Затем он сообразил, что если он будет убирать насекомых пальцами, они умрут, потому что они очень хрупкие. Поэтому он решил убирать насекомых языком. Он не хотел смотреть на то, что он будет делать, поэтому он закрыл глаза и протянул язык к собаке. Но его язык попал на землю. Он пробовал снова и снова, но его язык продолжал касаться земли. Наконец, он открыл глаза и увидел, что старая собака исчезла и вместо нее был Будда Майтрейя.

      Увидев Будду Майтрейю, он был очень рад, но в тоже время несколько расстроен. Асанга практиковал так много лет, и только когда он увидел старую собаку, Майтрейя явился ему. Асанга начал плакать и спросил Майтрейю, почему он не показал себя раньше. Майтрейя ответил: «Я не был несострадательным к тебе. С первого дня, когда ты пришел в пещеру, я всегда был с тобой. Но до сегодняшнего дня омрачения заслоняли твое зрение. Теперь ты видишь меня из-за своего великого сострадания к собаке. Это сострадание удалило твои омрачения до такой степени, что ты можешь видеть меня.» После этого Майтрейя лично обучил Асангу текстам, известным как Пять учений Майтрейи, которые являются очень важными текстами в тибетской традиции.

      из книги Кхенчен Палден Шераб Ринпоче и Кхенпо Цеванг Донгьял Ринпоче «СВЕТ ТРЁХ ДРАГОЦЕННОСТЕЙ» spiritual.ru/lib/ssostr.html

      • Абсолютно гениальная история.

        Настоящему терпению приходится учиться всю жизнь. В первый раз я поняла, что мне надо учиться правильному ожиданию и правильной внимательности к миру, когда прочитала Гессе «Сиддхартху». Это было очень-очень много лет назад. И мне до сих пор приходится напоминать себе о терпении. О смирении, как называет это одна моя знакомая психолог )))

        Думаю, что старушка имела в виду, что если впустишь в свое сердце только собак, то для чего-то большего места может не найтись, но если впустишь в свое сердце Бога, то тогда и собаки, и кошки, и пчелки, и даже люди окажутся там же. Она противопоставила приятное (любовь к живому существу, которое ответит тебе взаимностью) и вечное (любовь вселенскую, ко всем живым существам, которые могут и не ответить, но это не важно, важна любовь). Я так истолковала ее слова и глубоко задумалась. Думаю до сих пор )))

        И до сих пор не могу так отказаться от себя, как отказался Майтрейя.

        Спасибо!

        • Да. Такое толкование тоже возможно. И наверное, даже нужно. Возвращаясь к нашему дорогому и уважаемому Руми:

          Ступай, ищи того, кто носит тело подобно одежде;

          не целуй кусок материи.

          То есть любовь, конечно, разная бывает. Увидеть и полюбить Дух куда сложнее, чем привязаться к тленной оболочке. Кстати, любовь к щенкам и кошечкам может быть всего-лишь проявлением «родительского инстинкта», ведь животные так иногда напоминают детей.

          А то что Вы говорите о любви, включая любовь к «ненавидящим вас»... это уже совсем о другом. Другие масштабы. Тут еще работать и работать над собой (это я про себя, конечно).

          Тут какая-то метанойя нужна. Изменение, перемена ума. Любить не потому что красиво и приятно, а любить, и тогда все станет красивым и прекрасным. Ведь как говорят мудрецы — мы видим то, во что мы верим. А как же мы увидим красоту, если мы не имеем в сердце любви. Отсюда и образы, которые предстают перед нами в обыденной жизни. Нам кажется, что все эти «морды» сами по себе существуют. Но когда мы осознаем, что жизнь подобна сновидению, тогда понимаем, что все эти неприятные физиономии — лишь результат нашего восприятия. Это как силуэты в сумерках. Когда темно, то они выглядят пугающе и дико. А включи свет, и вдруг ты стоишь, например, в Третьяковке или Эрмитаже. Наверное, пока мы не включим наши сердца, не озарим все вокруг любовью и состраданием, то так и будем блуждать средь «сытых хамов-сволочей» (БГ), «голубых мундиров и преданного им безмолвствующего народа». Все, что я говорю — это больше увещевания к самому себе ))) Глядишь... и случится чудо 🙂

  5. Здравствуйте!

    Да, я написала комментарий, а потом подумала, что написала не просто о мировоззрении вашего друга, а о его душевном состоянии, и если ваш друг прочитает мой комментарий, то он расстроится. Потому что одно дело спорить из-за Ницше, а совсем другое, прочитать про то, что кто-то полагает, будто бы ты мучаешься из-за какой-то травмы, по сути, из-за недостатка любви и понимания, и вся твоя философия – это обычная самозащита. Я решила, что написала вещи бестактные, к тому же, как выяснилось, еще и малопонятные :))))))) и поэтому коммент стерла.

    В первом абзаце я продолжала вот эту мысль:

    «Я его спросил – а в чем же тогда разница между животными, которых он так любит, и людьми, которых он ненавидит? И он мне ответил: «Бог не создавал мир для любви. Бог создал мир для того, чтобы наслаждаться красотой. Клыки и когти – они так красивы! Любой папуас обязательно напялит себе на шею «амулет» из клыков и когтей диких животных. Эти клыки завораживают… потому что в них — честность природы. В природе главное красота… это еще понимали древние греки. Но христиане разучились видеть красоту. Христиане поверили в любовь. А христианская любовь, как говаривал Фридрих Ницше, худшее из зол. Потому что это зло затмевает весь смысл бытия. Бытия Красивых и Сильных».

    У Ницше бог, как известно, умер, а ваш приятель полагает бога живым, более того, кровожадным эстетом. Красота в атрибутах насилия, конечно, есть, но ровно до того момента, как клык или коготь распорет жертве живот. После этого красота заканчивалась даже для древних греков, насколько я знаю.

    Я сама очень люблю животных и часто кормлю бездомных питомцев, которым очень сочувствую. И я знаю некоторых людей, которые мыслят приблизительно как ваш приятель. Они тоже начинают свои тезисы с того, что животные более чистые и честные, более красивые и правильные создания. Но почему-то все эти мои знакомые, как один, были глубоко ранены в детстве своими родными и близкими, им очень сильно не хватало безусловной любви, простой и бесхитростной, рассуждениями о которой полны учебники по психологии. И до чего же ранимы были эти люди на самом деле! До того, что вставали априори в пику человечеству, лишь бы оно не смогло дотянуться до их души. Отрицая сложность человеческой натуры, якобы стремясь к простоте, мои знакомые на самом деле всего лишь пытались скрыться от боли, которую причиняло человеческое непонимание и нелюбовь. Они отрицали то, чего не могли получить в полной мере. В общем, портрет вашего приятеля очень сильно совпал с моими наблюдениями, отсюда возник первый абзац.

    У меня и самой бывают странные настроения, когда собаки, кошки, птички мне кажутся гораздо милее человечества. Как-то раз я гуляла с мужем и обсуждала именно этот ход мысли, что, мол, у животных все проще, что собаки вообще могут любить человека больше самих себя, а кошка может пройти за уехавшими хозяевами сотни километров и прочее. А навстречу нам шла древняя старушка в платочке и с палочкой. Я закончила говорить задолго до того, как она могла бы понять суть нашей беседы, как вдруг, поравнявшись с нами, она повернулась ко мне и буркнула: «Бога надо любить, а не собак». И пошла дальше. Думаю, она имела в виду как раз христианского Бога )))) Странная история. Из серии синхронии Юнга )))))) В тему.

    Про Красивых и Сильных. Тут, думаю, некоторая аллегория все-таки была у Ницше. Потому что, даже судя по дорожно транспортным происшествиям, Красивые и Сильные запросто убивают Слабых и едут по своим делам дальше. Сильные часто переступают через окружающих. Тот же слон в порыве ярости может убить десятки, а то и сотню человек. Красиво, конечно, не соотносить себя с теми, кто оказался у него под ногами, но на самом деле слон бы Ницше из толпы не выделял )))

    • Большое спасибо за комментарий-размышления. А насчет «Бога надо любить, а не собак» вспомнилась почему-то притча про Майтрейю и собаку (Вы эту притчу хорошо знаете, я помню. Это я так, если вдруг кто решит почитать наши комменты :-)):

      история про Асангу. Он был важным индийским ученым, родившимся примерно через пятьсот лет после Будды, где-то в начале христианской эры. В молодости Асанга отправился в Университет Наланда, прославленный древнеиндийский монастырь и первый настоящий университет в мире. Хотя Асанга стал великим ученым, у него все еще были сомнения относительно некоторых учений. Он расспрашивал многих ученых и осознавших мастеров, но никто из них не мог развеять его сомнений. Он решил практиковать визуализацию Майтрейи, будущего будды, думая, что как только он увидит Майтрейю, он найдет ответы на свои вопросы. Получив посвящение и наставления, он отправился на гору в Индии и медитировал на Майтрейю три года.

      Асанга думал, что через три года у него будет достаточно силы, чтобы встретиться с Майтрейей и задать ему свои вопросы, но к этому времени он не получил никаких знаков. Через три года он устал и лишился вдохновения, и поэтому покинул свой ритрит. Спускаясь с горы, он пришел в деревню, где собрались люди посмотреть на старика, который делал иголку, натирая большую железную палку куском шелка. Асанге было трудно поверить, что кто-то может сделать иголку, натирая железный шест куском шелка, но старик заверил его, что это возможно, показав ему три иголки, которые он уже сделал. Когда Асанга увидел такой пример великого терпения, он решил продолжить свою практику и вернулся в ритрит еще на три года.

      В течение следующих трех лет у него было несколько снов о Майтрейе, но он все еще не мог видеть Майтрейю. Через три года он почувствовал утомление и усталость, и снова решил уйти. Спускаясь с горы, он увидел место, где вода капала на камень. Она капала очень медленно, одна капля в час, но эта капель проделала большую дыру в скале. Увидев это, Асанга вновь обрел мужество и он решил вернуться в ритрит еще на три года.

      >>>

    • >>>

      На этот раз у него были хорошие сны и другие знаки, но он все еще не мог ясно увидеть Майтрейю и задать ему свои вопросы. Он снова ушел. Спускаясь с горы, он увидел маленькую дыру в скале. Место вокруг дыры было отполировано птицей, которая терлась крыльями о камень. Это заставило его снова принять решение вернуться в пещеру еще на три года. Но и через этот трехлетний период он все еще не мог видеть Майтрейю. После двенадцати лет у него не было ответов, поэтому он покинул свой ритрит и пошел вниз по склону.

      По пути он наткнулся на старую собаку возле деревни. Когда она гавкнула на него, Асанга увидел, что нижняя часть ее тела была изранена и покрыта блохами и червями. Подойдя поближе, он увидел, что собака ужасно страдает и почувствовал к ней великое сострадание. Он подумал обо всех тех историях, в которых Будда Шакьямуни отдавал себя живым существам и решил, что пришло время отдать свое тело этой собаке и насекомым.

      Он пошел в деревню и купил нож. Этим ножом он отрезал мясо со своего бедра, думая убрать червей с собаки и поместить их на свою плоть. Затем он сообразил, что если он будет убирать насекомых пальцами, они умрут, потому что они очень хрупкие. Поэтому он решил убирать насекомых языком. Он не хотел смотреть на то, что он будет делать, поэтому он закрыл глаза и протянул язык к собаке. Но его язык попал на землю. Он пробовал снова и снова, но его язык продолжал касаться земли. Наконец, он открыл глаза и увидел, что старая собака исчезла и вместо нее был Будда Майтрейя.

      Увидев Будду Майтрейю, он был очень рад, но в тоже время несколько расстроен. Асанга практиковал так много лет, и только когда он увидел старую собаку, Майтрейя явился ему. Асанга начал плакать и спросил Майтрейю, почему он не показал себя раньше. Майтрейя ответил: «Я не был несострадательным к тебе. С первого дня, когда ты пришел в пещеру, я всегда был с тобой. Но до сегодняшнего дня омрачения заслоняли твое зрение. Теперь ты видишь меня из-за своего великого сострадания к собаке. Это сострадание удалило твои омрачения до такой степени, что ты можешь видеть меня.» После этого Майтрейя лично обучил Асангу текстам, известным как Пять учений Майтрейи, которые являются очень важными текстами в тибетской традиции.

      из книги Кхенчен Палден Шераб Ринпоче и Кхенпо Цеванг Донгьял Ринпоче «СВЕТ ТРЁХ ДРАГОЦЕННОСТЕЙ» spiritual.ru/lib/ssostr.html

      • Абсолютно гениальная история.

        Настоящему терпению приходится учиться всю жизнь. В первый раз я поняла, что мне надо учиться правильному ожиданию и правильной внимательности к миру, когда прочитала Гессе «Сиддхартху». Это было очень-очень много лет назад. И мне до сих пор приходится напоминать себе о терпении. О смирении, как называет это одна моя знакомая психолог )))

        Думаю, что старушка имела в виду, что если впустишь в свое сердце только собак, то для чего-то большего места может не найтись, но если впустишь в свое сердце Бога, то тогда и собаки, и кошки, и пчелки, и даже люди окажутся там же. Она противопоставила приятное (любовь к живому существу, которое ответит тебе взаимностью) и вечное (любовь вселенскую, ко всем живым существам, которые могут и не ответить, но это не важно, важна любовь). Я так истолковала ее слова и глубоко задумалась. Думаю до сих пор )))

        И до сих пор не могу так отказаться от себя, как отказался Майтрейя.

        Спасибо!

        • Да. Такое толкование тоже возможно. И наверное, даже нужно. Возвращаясь к нашему дорогому и уважаемому Руми:

          Ступай, ищи того, кто носит тело подобно одежде;

          не целуй кусок материи.

          То есть любовь, конечно, разная бывает. Увидеть и полюбить Дух куда сложнее, чем привязаться к тленной оболочке. Кстати, любовь к щенкам и кошечкам может быть всего-лишь проявлением «родительского инстинкта», ведь животные так иногда напоминают детей.

          А то что Вы говорите о любви, включая любовь к «ненавидящим вас»... это уже совсем о другом. Другие масштабы. Тут еще работать и работать над собой (это я про себя, конечно).

          Тут какая-то метанойя нужна. Изменение, перемена ума. Любить не потому что красиво и приятно, а любить, и тогда все станет красивым и прекрасным. Ведь как говорят мудрецы — мы видим то, во что мы верим. А как же мы увидим красоту, если мы не имеем в сердце любви. Отсюда и образы, которые предстают перед нами в обыденной жизни. Нам кажется, что все эти «морды» сами по себе существуют. Но когда мы осознаем, что жизнь подобна сновидению, тогда понимаем, что все эти неприятные физиономии — лишь результат нашего восприятия. Это как силуэты в сумерках. Когда темно, то они выглядят пугающе и дико. А включи свет, и вдруг ты стоишь, например, в Третьяковке или Эрмитаже. Наверное, пока мы не включим наши сердца, не озарим все вокруг любовью и состраданием, то так и будем блуждать средь «сытых хамов-сволочей» (БГ), «голубых мундиров и преданного им безмолвствующего народа». Все, что я говорю — это больше увещевания к самому себе ))) Глядишь... и случится чудо 🙂

  6. Здравствуйте!

    Да, я написала комментарий, а потом подумала, что написала не просто о мировоззрении вашего друга, а о его душевном состоянии, и если ваш друг прочитает мой комментарий, то он расстроится. Потому что одно дело спорить из-за Ницше, а совсем другое, прочитать про то, что кто-то полагает, будто бы ты мучаешься из-за какой-то травмы, по сути, из-за недостатка любви и понимания, и вся твоя философия – это обычная самозащита. Я решила, что написала вещи бестактные, к тому же, как выяснилось, еще и малопонятные :))))))) и поэтому коммент стерла.

    В первом абзаце я продолжала вот эту мысль:

    «Я его спросил – а в чем же тогда разница между животными, которых он так любит, и людьми, которых он ненавидит? И он мне ответил: «Бог не создавал мир для любви. Бог создал мир для того, чтобы наслаждаться красотой. Клыки и когти – они так красивы! Любой папуас обязательно напялит себе на шею «амулет» из клыков и когтей диких животных. Эти клыки завораживают… потому что в них — честность природы. В природе главное красота… это еще понимали древние греки. Но христиане разучились видеть красоту. Христиане поверили в любовь. А христианская любовь, как говаривал Фридрих Ницше, худшее из зол. Потому что это зло затмевает весь смысл бытия. Бытия Красивых и Сильных».

    У Ницше бог, как известно, умер, а ваш приятель полагает бога живым, более того, кровожадным эстетом. Красота в атрибутах насилия, конечно, есть, но ровно до того момента, как клык или коготь распорет жертве живот. После этого красота заканчивалась даже для древних греков, насколько я знаю.

    Я сама очень люблю животных и часто кормлю бездомных питомцев, которым очень сочувствую. И я знаю некоторых людей, которые мыслят приблизительно как ваш приятель. Они тоже начинают свои тезисы с того, что животные более чистые и честные, более красивые и правильные создания. Но почему-то все эти мои знакомые, как один, были глубоко ранены в детстве своими родными и близкими, им очень сильно не хватало безусловной любви, простой и бесхитростной, рассуждениями о которой полны учебники по психологии. И до чего же ранимы были эти люди на самом деле! До того, что вставали априори в пику человечеству, лишь бы оно не смогло дотянуться до их души. Отрицая сложность человеческой натуры, якобы стремясь к простоте, мои знакомые на самом деле всего лишь пытались скрыться от боли, которую причиняло человеческое непонимание и нелюбовь. Они отрицали то, чего не могли получить в полной мере. В общем, портрет вашего приятеля очень сильно совпал с моими наблюдениями, отсюда возник первый абзац.

    У меня и самой бывают странные настроения, когда собаки, кошки, птички мне кажутся гораздо милее человечества. Как-то раз я гуляла с мужем и обсуждала именно этот ход мысли, что, мол, у животных все проще, что собаки вообще могут любить человека больше самих себя, а кошка может пройти за уехавшими хозяевами сотни километров и прочее. А навстречу нам шла древняя старушка в платочке и с палочкой. Я закончила говорить задолго до того, как она могла бы понять суть нашей беседы, как вдруг, поравнявшись с нами, она повернулась ко мне и буркнула: «Бога надо любить, а не собак». И пошла дальше. Думаю, она имела в виду как раз христианского Бога )))) Странная история. Из серии синхронии Юнга )))))) В тему.

    Про Красивых и Сильных. Тут, думаю, некоторая аллегория все-таки была у Ницше. Потому что, даже судя по дорожно транспортным происшествиям, Красивые и Сильные запросто убивают Слабых и едут по своим делам дальше. Сильные часто переступают через окружающих. Тот же слон в порыве ярости может убить десятки, а то и сотню человек. Красиво, конечно, не соотносить себя с теми, кто оказался у него под ногами, но на самом деле слон бы Ницше из толпы не выделял )))

    • Большое спасибо за комментарий-размышления. А насчет «Бога надо любить, а не собак» вспомнилась почему-то притча про Майтрейю и собаку (Вы эту притчу хорошо знаете, я помню. Это я так, если вдруг кто решит почитать наши комменты :-)):

      история про Асангу. Он был важным индийским ученым, родившимся примерно через пятьсот лет после Будды, где-то в начале христианской эры. В молодости Асанга отправился в Университет Наланда, прославленный древнеиндийский монастырь и первый настоящий университет в мире. Хотя Асанга стал великим ученым, у него все еще были сомнения относительно некоторых учений. Он расспрашивал многих ученых и осознавших мастеров, но никто из них не мог развеять его сомнений. Он решил практиковать визуализацию Майтрейи, будущего будды, думая, что как только он увидит Майтрейю, он найдет ответы на свои вопросы. Получив посвящение и наставления, он отправился на гору в Индии и медитировал на Майтрейю три года.

      Асанга думал, что через три года у него будет достаточно силы, чтобы встретиться с Майтрейей и задать ему свои вопросы, но к этому времени он не получил никаких знаков. Через три года он устал и лишился вдохновения, и поэтому покинул свой ритрит. Спускаясь с горы, он пришел в деревню, где собрались люди посмотреть на старика, который делал иголку, натирая большую железную палку куском шелка. Асанге было трудно поверить, что кто-то может сделать иголку, натирая железный шест куском шелка, но старик заверил его, что это возможно, показав ему три иголки, которые он уже сделал. Когда Асанга увидел такой пример великого терпения, он решил продолжить свою практику и вернулся в ритрит еще на три года.

      В течение следующих трех лет у него было несколько снов о Майтрейе, но он все еще не мог видеть Майтрейю. Через три года он почувствовал утомление и усталость, и снова решил уйти. Спускаясь с горы, он увидел место, где вода капала на камень. Она капала очень медленно, одна капля в час, но эта капель проделала большую дыру в скале. Увидев это, Асанга вновь обрел мужество и он решил вернуться в ритрит еще на три года.

      >>>

    • >>>

      На этот раз у него были хорошие сны и другие знаки, но он все еще не мог ясно увидеть Майтрейю и задать ему свои вопросы. Он снова ушел. Спускаясь с горы, он увидел маленькую дыру в скале. Место вокруг дыры было отполировано птицей, которая терлась крыльями о камень. Это заставило его снова принять решение вернуться в пещеру еще на три года. Но и через этот трехлетний период он все еще не мог видеть Майтрейю. После двенадцати лет у него не было ответов, поэтому он покинул свой ритрит и пошел вниз по склону.

      По пути он наткнулся на старую собаку возле деревни. Когда она гавкнула на него, Асанга увидел, что нижняя часть ее тела была изранена и покрыта блохами и червями. Подойдя поближе, он увидел, что собака ужасно страдает и почувствовал к ней великое сострадание. Он подумал обо всех тех историях, в которых Будда Шакьямуни отдавал себя живым существам и решил, что пришло время отдать свое тело этой собаке и насекомым.

      Он пошел в деревню и купил нож. Этим ножом он отрезал мясо со своего бедра, думая убрать червей с собаки и поместить их на свою плоть. Затем он сообразил, что если он будет убирать насекомых пальцами, они умрут, потому что они очень хрупкие. Поэтому он решил убирать насекомых языком. Он не хотел смотреть на то, что он будет делать, поэтому он закрыл глаза и протянул язык к собаке. Но его язык попал на землю. Он пробовал снова и снова, но его язык продолжал касаться земли. Наконец, он открыл глаза и увидел, что старая собака исчезла и вместо нее был Будда Майтрейя.

      Увидев Будду Майтрейю, он был очень рад, но в тоже время несколько расстроен. Асанга практиковал так много лет, и только когда он увидел старую собаку, Майтрейя явился ему. Асанга начал плакать и спросил Майтрейю, почему он не показал себя раньше. Майтрейя ответил: «Я не был несострадательным к тебе. С первого дня, когда ты пришел в пещеру, я всегда был с тобой. Но до сегодняшнего дня омрачения заслоняли твое зрение. Теперь ты видишь меня из-за своего великого сострадания к собаке. Это сострадание удалило твои омрачения до такой степени, что ты можешь видеть меня.» После этого Майтрейя лично обучил Асангу текстам, известным как Пять учений Майтрейи, которые являются очень важными текстами в тибетской традиции.

      из книги Кхенчен Палден Шераб Ринпоче и Кхенпо Цеванг Донгьял Ринпоче «СВЕТ ТРЁХ ДРАГОЦЕННОСТЕЙ» spiritual.ru/lib/ssostr.html

      • Абсолютно гениальная история.

        Настоящему терпению приходится учиться всю жизнь. В первый раз я поняла, что мне надо учиться правильному ожиданию и правильной внимательности к миру, когда прочитала Гессе «Сиддхартху». Это было очень-очень много лет назад. И мне до сих пор приходится напоминать себе о терпении. О смирении, как называет это одна моя знакомая психолог )))

        Думаю, что старушка имела в виду, что если впустишь в свое сердце только собак, то для чего-то большего места может не найтись, но если впустишь в свое сердце Бога, то тогда и собаки, и кошки, и пчелки, и даже люди окажутся там же. Она противопоставила приятное (любовь к живому существу, которое ответит тебе взаимностью) и вечное (любовь вселенскую, ко всем живым существам, которые могут и не ответить, но это не важно, важна любовь). Я так истолковала ее слова и глубоко задумалась. Думаю до сих пор )))

        И до сих пор не могу так отказаться от себя, как отказался Майтрейя.

        Спасибо!

        • Да. Такое толкование тоже возможно. И наверное, даже нужно. Возвращаясь к нашему дорогому и уважаемому Руми:

          Ступай, ищи того, кто носит тело подобно одежде;

          не целуй кусок материи.

          То есть любовь, конечно, разная бывает. Увидеть и полюбить Дух куда сложнее, чем привязаться к тленной оболочке. Кстати, любовь к щенкам и кошечкам может быть всего-лишь проявлением «родительского инстинкта», ведь животные так иногда напоминают детей.

          А то что Вы говорите о любви, включая любовь к «ненавидящим вас»... это уже совсем о другом. Другие масштабы. Тут еще работать и работать над собой (это я про себя, конечно).

          Тут какая-то метанойя нужна. Изменение, перемена ума. Любить не потому что красиво и приятно, а любить, и тогда все станет красивым и прекрасным. Ведь как говорят мудрецы — мы видим то, во что мы верим. А как же мы увидим красоту, если мы не имеем в сердце любви. Отсюда и образы, которые предстают перед нами в обыденной жизни. Нам кажется, что все эти «морды» сами по себе существуют. Но когда мы осознаем, что жизнь подобна сновидению, тогда понимаем, что все эти неприятные физиономии — лишь результат нашего восприятия. Это как силуэты в сумерках. Когда темно, то они выглядят пугающе и дико. А включи свет, и вдруг ты стоишь, например, в Третьяковке или Эрмитаже. Наверное, пока мы не включим наши сердца, не озарим все вокруг любовью и состраданием, то так и будем блуждать средь «сытых хамов-сволочей» (БГ), «голубых мундиров и преданного им безмолвствующего народа». Все, что я говорю — это больше увещевания к самому себе ))) Глядишь... и случится чудо 🙂

Добавить комментарий