Несколько раз ко мне обращались с вопросом – ты уже несколько лет общаешься с чародеями-курнандеросами, что обитают в амазонских джунглях, наведываешься к сибирским шаманам… не расходится ли это с твоими буддийскими принципами? Ведь шаманы и колдуны общаются с духами.
Но в чем собственно противоречие, в чем моральный конфликт? Конечно, если взглянуть на вопрос так, как это делают некоторые христианские «фундаменталисты», тогда выходит, что весь незримый мир мы можем поделить только на два класса – на зловредных слуг дьявола (демонов и бесов) и ангелов, которые служат Богу. Однако с буддийской точки зрения духовный мир (мир, незримый обычному человеческому оку) значительно богаче и разнообразнее. Это не черно-белый мир «рафинированного» добра и зла. Это все равно что заявить, что есть добрые и злые народы. Злы или нет русские, американцы, британцы, евреи, таджики, индийцы или тибетцы? Да, бывает и так, что за каким-то народом закрепляется та или иная «дурная слава». Но ведь умный и образованный человек знает, что не все русские – коммунисты, не все немцы – фашисты, не все американцы поддерживают политику Буша, и не все евреи ненавидят Христа.
Таков и духовный мир. Как утверждается в некоторых буддийских (и не только буддийских) текстах, существует невероятное множество разнообразных классов духов. И среди представителей этих классов есть как «злые», так и «добрые» духи, как «глупые», так и «мудрые». Есть духи, которые стремятся помогать, а есть те – исключительная задача которых приносить вред, обольщать и порабощать. Одним отрицанием духовного мира, мы не можем прекратить контакт, взаимодействие с ним. Много мы не видим, но это совсем не означает, что то, чего мы не видим, не существует. Духи могут оказаться причинами страшных болезней, но они могут быть и источниками величайшего вдохновения.
Например, если мы заблудились в незнакомом городе в незнакомой стране, то мы можем обратиться к человеку, язык которого мы понимаем. И это не обязательно будет местный, абориген. Это может быть освоившийся на местности турист — англоговорящий голландец или китаец, знающий русский язык. Этот человек может помочь нам сориентироваться. Хотя это вовсе не означает, что такой человек мудрец в последней инстанции. Просто в данной ситуации он оказался полезен нам как осведомленное лицо (но если мы окажемся в другом городе, этот человек может быть совсем бесполезен, и быть может, именно он обратится к вам за помощью, а вы будете знать этот другой город как пять своих пальцев).
Примерно также обстоят дела и в области «мистики». Шаманы — это просто существа, которые видят чуть больше, чем обычные люди. Духи, с которыми они общаются, могут быть как злыми, так и добрыми, как сильными, так и слабыми и т.д. Зависит от того, каков по натуре сам шаман. Если он не гнушается «энергетическим киллерством» за звонкую монету, если он наводит порчу и занимается приворотами, то скорее всего и его духи-союзники не будут слишком уж «ангелоподобными». И наоборот.
Я лично знаю массу случаев, когда шаманы помогали людям излечиться от болезней, против которых была бессильна самая передовая наука.Все зависит от «духовной гигиены». А основа такой гигиены – нравственность. Буддизм раскрывает фундаментальные принципы нравственности — нравственности на основе мудрости, любви и сострадания. И если мы «духовно чистоплотны», тогда нам нечего боятся встречи с неведомым, незримым миром. И тогда мы свободно можем общаться с шаманами и колдунами, извлекая из такого общения массу пользы.
Конечно, на абсолютном уровне нет «чистого» и «нечистого», «доброго» и «злого». Но пока мы живем в относительном мире, добрые союзники и друзья из «иных миров» могут оказаться для нас очень и очень хорошими помощниками. Главное не поддаваться соблазнам и не закладывать душу «силам зла». А уж как разобраться где «добро», а где «зло», это уже зависит от нас самих.
Те, кто заявляют, что общаться с шаманами «греховно», тем самым осуждают и шаманов, и с ними общающихся. А как же принцип неосуждения?..
И если мы «духовно чистоплотны», тогда нам нечего боятся встречи с неведомым, незримым миром.
Та же идея звучит и в Новом Завете: «се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам».
Просто некоторые видят Путь сквозь духовный мир как сражение, другие же просто идут Путем Любви, то бишь пребывают на иных частотах, где не встречают таких иллюзорных преград.
В общем-то каждому свое, конечно.
Те, кто заявляют, что общаться с шаманами «греховно», тем самым осуждают и шаманов, и с ними общающихся. А как же принцип неосуждения?..
И если мы «духовно чистоплотны», тогда нам нечего боятся встречи с неведомым, незримым миром.
Та же идея звучит и в Новом Завете: «се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам».
Просто некоторые видят Путь сквозь духовный мир как сражение, другие же просто идут Путем Любви, то бишь пребывают на иных частотах, где не встречают таких иллюзорных преград.
В общем-то каждому свое, конечно.
Те, кто заявляют, что общаться с шаманами «греховно», тем самым осуждают и шаманов, и с ними общающихся. А как же принцип неосуждения?..
И если мы «духовно чистоплотны», тогда нам нечего боятся встречи с неведомым, незримым миром.
Та же идея звучит и в Новом Завете: «се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам».
Просто некоторые видят Путь сквозь духовный мир как сражение, другие же просто идут Путем Любви, то бишь пребывают на иных частотах, где не встречают таких иллюзорных преград.
В общем-то каждому свое, конечно.
Те, кто заявляют, что общаться с шаманами «греховно», тем самым осуждают и шаманов, и с ними общающихся. А как же принцип неосуждения?..
И если мы «духовно чистоплотны», тогда нам нечего боятся встречи с неведомым, незримым миром.
Та же идея звучит и в Новом Завете: «се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам».
Просто некоторые видят Путь сквозь духовный мир как сражение, другие же просто идут Путем Любви, то бишь пребывают на иных частотах, где не встречают таких иллюзорных преград.
В общем-то каждому свое, конечно.
Те, кто заявляют, что общаться с шаманами «греховно», тем самым осуждают и шаманов, и с ними общающихся. А как же принцип неосуждения?..
И если мы «духовно чистоплотны», тогда нам нечего боятся встречи с неведомым, незримым миром.
Та же идея звучит и в Новом Завете: «се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам».
Просто некоторые видят Путь сквозь духовный мир как сражение, другие же просто идут Путем Любви, то бишь пребывают на иных частотах, где не встречают таких иллюзорных преград.
В общем-то каждому свое, конечно.
Те, кто заявляют, что общаться с шаманами «греховно», тем самым осуждают и шаманов, и с ними общающихся. А как же принцип неосуждения?..
И если мы «духовно чистоплотны», тогда нам нечего боятся встречи с неведомым, незримым миром.
Та же идея звучит и в Новом Завете: «се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам».
Просто некоторые видят Путь сквозь духовный мир как сражение, другие же просто идут Путем Любви, то бишь пребывают на иных частотах, где не встречают таких иллюзорных преград.
В общем-то каждому свое, конечно.
Те, кто заявляют, что общаться с шаманами «греховно», тем самым осуждают и шаманов, и с ними общающихся. А как же принцип неосуждения?..
И если мы «духовно чистоплотны», тогда нам нечего боятся встречи с неведомым, незримым миром.
Та же идея звучит и в Новом Завете: «се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам».
Просто некоторые видят Путь сквозь духовный мир как сражение, другие же просто идут Путем Любви, то бишь пребывают на иных частотах, где не встречают таких иллюзорных преград.
В общем-то каждому свое, конечно.
Те, кто заявляют, что общаться с шаманами «греховно», тем самым осуждают и шаманов, и с ними общающихся. А как же принцип неосуждения?..
И если мы «духовно чистоплотны», тогда нам нечего боятся встречи с неведомым, незримым миром.
Та же идея звучит и в Новом Завете: «се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам».
Просто некоторые видят Путь сквозь духовный мир как сражение, другие же просто идут Путем Любви, то бишь пребывают на иных частотах, где не встречают таких иллюзорных преград.
В общем-то каждому свое, конечно.
Те, кто заявляют, что общаться с шаманами «греховно», тем самым осуждают и шаманов, и с ними общающихся. А как же принцип неосуждения?..
И если мы «духовно чистоплотны», тогда нам нечего боятся встречи с неведомым, незримым миром.
Та же идея звучит и в Новом Завете: «се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам».
Просто некоторые видят Путь сквозь духовный мир как сражение, другие же просто идут Путем Любви, то бишь пребывают на иных частотах, где не встречают таких иллюзорных преград.
В общем-то каждому свое, конечно.
Те, кто заявляют, что общаться с шаманами «греховно», тем самым осуждают и шаманов, и с ними общающихся. А как же принцип неосуждения?..
И если мы «духовно чистоплотны», тогда нам нечего боятся встречи с неведомым, незримым миром.
Та же идея звучит и в Новом Завете: «се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам».
Просто некоторые видят Путь сквозь духовный мир как сражение, другие же просто идут Путем Любви, то бишь пребывают на иных частотах, где не встречают таких иллюзорных преград.
В общем-то каждому свое, конечно.
Те, кто заявляют, что общаться с шаманами «греховно», тем самым осуждают и шаманов, и с ними общающихся. А как же принцип неосуждения?..
И если мы «духовно чистоплотны», тогда нам нечего боятся встречи с неведомым, незримым миром.
Та же идея звучит и в Новом Завете: «се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам».
Просто некоторые видят Путь сквозь духовный мир как сражение, другие же просто идут Путем Любви, то бишь пребывают на иных частотах, где не встречают таких иллюзорных преград.
В общем-то каждому свое, конечно.
Те, кто заявляют, что общаться с шаманами «греховно», тем самым осуждают и шаманов, и с ними общающихся. А как же принцип неосуждения?..
И если мы «духовно чистоплотны», тогда нам нечего боятся встречи с неведомым, незримым миром.
Та же идея звучит и в Новом Завете: «се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам».
Просто некоторые видят Путь сквозь духовный мир как сражение, другие же просто идут Путем Любви, то бишь пребывают на иных частотах, где не встречают таких иллюзорных преград.
В общем-то каждому свое, конечно.
Те, кто заявляют, что общаться с шаманами «греховно», тем самым осуждают и шаманов, и с ними общающихся. А как же принцип неосуждения?..
И если мы «духовно чистоплотны», тогда нам нечего боятся встречи с неведомым, незримым миром.
Та же идея звучит и в Новом Завете: «се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам».
Просто некоторые видят Путь сквозь духовный мир как сражение, другие же просто идут Путем Любви, то бишь пребывают на иных частотах, где не встречают таких иллюзорных преград.
В общем-то каждому свое, конечно.
Те, кто заявляют, что общаться с шаманами «греховно», тем самым осуждают и шаманов, и с ними общающихся. А как же принцип неосуждения?..
И если мы «духовно чистоплотны», тогда нам нечего боятся встречи с неведомым, незримым миром.
Та же идея звучит и в Новом Завете: «се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам».
Просто некоторые видят Путь сквозь духовный мир как сражение, другие же просто идут Путем Любви, то бишь пребывают на иных частотах, где не встречают таких иллюзорных преград.
В общем-то каждому свое, конечно.
Те, кто заявляют, что общаться с шаманами «греховно», тем самым осуждают и шаманов, и с ними общающихся. А как же принцип неосуждения?..
И если мы «духовно чистоплотны», тогда нам нечего боятся встречи с неведомым, незримым миром.
Та же идея звучит и в Новом Завете: «се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам».
Просто некоторые видят Путь сквозь духовный мир как сражение, другие же просто идут Путем Любви, то бишь пребывают на иных частотах, где не встречают таких иллюзорных преград.
В общем-то каждому свое, конечно.
Те, кто заявляют, что общаться с шаманами «греховно», тем самым осуждают и шаманов, и с ними общающихся. А как же принцип неосуждения?..
И если мы «духовно чистоплотны», тогда нам нечего боятся встречи с неведомым, незримым миром.
Та же идея звучит и в Новом Завете: «се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам».
Просто некоторые видят Путь сквозь духовный мир как сражение, другие же просто идут Путем Любви, то бишь пребывают на иных частотах, где не встречают таких иллюзорных преград.
В общем-то каждому свое, конечно.
Те, кто заявляют, что общаться с шаманами «греховно», тем самым осуждают и шаманов, и с ними общающихся. А как же принцип неосуждения?..
И если мы «духовно чистоплотны», тогда нам нечего боятся встречи с неведомым, незримым миром.
Та же идея звучит и в Новом Завете: «се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам».
Просто некоторые видят Путь сквозь духовный мир как сражение, другие же просто идут Путем Любви, то бишь пребывают на иных частотах, где не встречают таких иллюзорных преград.
В общем-то каждому свое, конечно.