Кровожадные мочики, строители чиму и мудрые инки

Север Перу.
Кровожадные мочики, строители чиму и мудрые инки

Фоторепортаж Д. Назарова
» Север Перу

Источник: http://www.tiwy.com

Моче или мочика — одна их самых важных в Перу цивилизаций, процветала примерно между I и VII веками нашей эры. Самым ценным памятником той эпохи считается захоронение т.н. сеньора Сипана. По значению для исторической науки открытие этого захоронения перуанцы приравнивают к находке гробницы Тутанхамона.

К сожалению, в Сипане (как и во многих других местах в Перу) первыми начали «раскопки» т.н. «уакерос» (искатели сокровищ). Но даже то, что осталось после них, поразило воображение археологов. К счастью, уакерос не сумели найти захоронение самого сеньора Сипана. А там было чем поживиться — более 1,5 тыс. изделий, в том числе золотых украшений, изделий из камня, ракушек, великолепной керамики.

Керамика мочиковКерамика мочиков, вообще, заслуживает специального упоминания. Они настолько точно и выразительно передавали черты лица, характер и настроение персонажа, что их сосуды-головы выглядят как живые. Думаю, они добивались абсолютно точного портретного сходства.

Археологического богатства, найденного в захоронении Сипана (и еще в нескольких, менее значимых могилах), хватило практически на все музеи Перу. В городке Ламбайеке, недалеко от которого производились раскопки, есть два археологических музея, один из которых посвящен исключительно могиле сеньора Сипана. Пройти в этот музей не проще, чем в нашу Оружейную палату — на входе отбирают все вещи, пропускают через металлоискатели, двери автоматические — открыть как на вход, так и на выход, их может только служитель. Ну и фотографировать там, конечно, запрещено. Перуанцы говорят, что почти все экспонаты в музее — подлинники. Если это так, то, действительно, золотые короны весом в несколько килограммов надо охранять очень тщательно.

Музей сеньора Сипана Музей сеньора Сипана в Ламбайеке очень насыщенный и интересный. Говорят, что он входит в десятку лучших музеев мира. Я верю в это, т.к. музей очень достойный. Мы провели там часа два и не заметили, как пролетело время. Впечатляет реконструкция захоронения, состоящего из нескольких слоев украшений, богатой одежды и, конечно, человеческих жертвоприношений. Сеньора Сипана похоронили с 8 нужными ему в загробном мире людьми — женами, священниками, воинами и даже маленьким мальчиком.

Захоронение Сеньора де СипанаТак как в музее снимать было нельзя, я прилагаю фотографию, сделанную в Музее Нации в Лиме, кстати, очень интересном и информативном.

От мочиков остались и пирамиды. Кто бывал в Мексике в Теотиуакане, не должен сравнивать. Пирамиды Луны и Солнца береговой части северного Перу совершенно не похожи на мексиканские. А название пирамидам, говорят, дали археологи, работавшие в Теотиуакане, по старой памяти.

У древних перуанцев была большая проблема со строительным материалом. Не было ни дерева, ни камня в достаточном количестве. Поэтому строили они главным образом из очень недолговечного материала — глиняных кирпичей (adobe), которые, конечно, плохо выдержали испытание временем и природой. Из-за этого пирамиды выглядят не так целостно и внушительно, как мексиканские и чаще всего напоминают просто бесформенные холмы, и приходится подключать воображение, чтобы увидеть творение рук человеческих.

Пирамида СолнцаПирамида Солнца считается самой большой в данном регионе (высоту не привожу, т.к. по разным источникам данные расходятся). Вход на нее закрыт, т.к. она еще совсем не отреставрирована, ее основательно разрушили не только природные явления, но и вышеупомянутые уакерос в поиске золота. А денег правительство на археологические работы практически не дает, и почти все исторические объекты существуют за счет доноров. Это, кстати, тоже очень большое отличие от Мексики, где любая, даже незначительная пирамидка, приведена в порядок, и по возможности отреставрирована.

Фрески
Картина мира

Доступ туристам открыт только на пирамиду Луны. На ней поражают прекрасно сохранившиеся за полторы тысячи лет фрески и красочные барельефы (а ведь мочики использовали только натуральные красители). Но еще больше потрясают исторические сведения о кровожадности местных жителей.

Недавно пирамида Луны получила испанскую премию Королевы Софии, которую вручают за сохранение и реставрацию памятников прошлого. На полученные деньги планируется построить культурный комплекс с музеем, исследовательским центром, хранилищем, лабораториями и прочим.

Именно на этой пирамиде, служившей церемониальным центром, приносились многочисленные человеческие жертвы. Пленникам (а именно их приносили в жертву) отрубали головы, потом их четвертовали, кровь собирали в жертвенные сосуды, добавляли в нее зерна не сохранившегося до наших дней растения, чтобы не свернулась, и затем на глазах у всей радостной публики жрецы выпивали этот аппетитный напиток.

Изувеченные трупы принесенных в жертву врагов сбрасывались тут же к подножью пирамиды и, видимо, никому не мешали. Современные исследователи по ДНК определили, что жертвы были те же мочики, только из других кланов, плененные в ходе либо религиозных войн, либо в борьбе за власть.

Конец цивилизации мочика положил конец не кто иной, как известный всем Ниньо, вызвавший климатическую катастрофу.

Глиняный город Чан-ЧанНа смену мочикам в регионе появились Чиму (VIII-XV вв.), построившие потрясающий (самый большой в Америке) глиняный город Чан-Чан. Конечно, глиняные кирпичи — не самый прочный материал и, к тому же, мощнейшие ливни в XII в (видимо, тоже связанные с Ниньо) подразмыли строения, занимавшие площадь в 20 кв.км, но и по руинам дворца, в который открыт доступ туристам, можно судить о величии и красоте архитектуры Чиму. Широкие церемониальные площади, лабиринт коридоров, в которых без указателей можно заблудиться, барельефы с изображение птиц и рыб, а главное — глиняное кружево, которое очаровывает больше всего.

Глиняные кружева Рыбы в Чан-Чане Барельеф в Чан-Чане

Чиму в XIV-XV вв. вытеснили инки, не столько завоевав, сколько «приручив» их: вождь инков Тупак Юпанки, победив последнего правителя Чиму, Минчанкамана, увез его в Куско и женил на своей дочери. А его сына сделал правителем вместо отца, обязав платить дань.

От цивилизации Чиму, кроме руин города Чан-Чан, еще осталось несколько церемониальных пирамид. На пирамиде Дракона сохранились изумительные антропоморфные и зооморфные барельефы, в том числе змея в форме радуги, за что пирамида также называется Arco Iris.

Arco Iris Пирамида Дракона Барельеф в Чан-Чане
Цветок кактуса А вот на пирамиде Эсмеральды самой замечательной нашей находкой был потрясающий двойной цветок кактуса.

Долина пирамид Туми Недалеко от Ламбайеке есть «долина пирамид», В этом месте были обнаружены около двадцати строений, созданных носителями ламбайекской культуры, или культуры Сикан. От пирамид мало что осталось, а место более всего знаменито тем, что именно в Сикане был найден, среди других замечательных изделий из металла, известный всем «Туми». Это древний церемониальный нож, который использовали, в том числе и для трепанации черепа. Его реплики как из металла, так и из дерева продаются на всех рынках артесании (народного промысла) Перу.

Древние стены Сечина
Четвертовали

Сечин — самый древний в береговой зоне Перу церемониальный комплекс. Его возраст около 3500 лет. И он — единственный в этом регионе, где в строительстве использовали гранит. Самое впечатляющее в Сечине — каменные барельефы. Они изображают не только воинов в полном боевом облачении, но и отдельные части тела (головы, руки, ноги) и даже внутренние органы. Все очень натуралистично и точно исполнено. До сих пор ученые не пришли к одному мнению, для каких целей было это сделано. То ли пособие по анатомии, то ли изображение кровавых человеческих жертвоприношений. Но в любом случае, анатомию жители Сечина знали хорошо.

Во всех археологических центрах можно увидеть голую перуанскую собаку виринго. Она — своего рода сторож древностей. Собаки эти очень древние, собственно, это единственная местная порода, и держат их на пирамидах как талисман. Потрогать такую ценность не всем удается, потому что они довольно-таки дикие. В отличие от других дворняжек, прибивающихся к людным местам, эти гордецы никогда не подойдут к чужому человеку и, тем более, редко кому дадут себя погладить.

Голая перуанская собака Храмовый пес Надоели туристы

Собачка оказалась шершавой и очень горячей. Температура тела у них выше, чем у других пород, и местное население их использует вместо грелки, когда что-то болит.

Caballitos de totora - одноместные лодочоки из тростника Последняя остановка была в Уанчако, поселке на берегу океана. Он знаменит своими «caballitos de totora» — одноместными лодчонками из тростника. На таких ловили рыбу и мочики, и чиму, да и все остальные индейцы.

ДрузьяВ гостинице в Уанчако во дворе очень дружно проживают огромная немецкая овчарка и маленький рыженький кролик. Кролик от собаки не никогда отходит, видимо, чувствует себя в безопасности в такой компании и даже периодически залезает терпеливому псу на голову и устраивается между ушами. К сожалению, этот эпизод удалось снять только видеокамерой.

Ну и не могу не сказать о местном населении. Народ там замечательный, все очень отзывчивые. В связи с почти полным отсутствием указателей и даже ошибок в путеводителе, нам приходилось довольно часто останавливаться и спрашивать дорогу. Порадовало, во-первых, хорошее знание аборигенами своих достопримечательностей, ни один не сказал, что не знает, куда ехать, а во-вторых, никто не направил по ложному пути, что, к сожалению, на этом континенте случается.

Увы, всегда есть но. Огорчило огромное количество мусора, везде, и в городах, и особенно за городом.

Но это только маленькая ложечка дегтя, которая, к счастью не испортила общего впечатления от замечательного путешествия по Перу.

Google Buzz Vkontakte Facebook Twitter Мой мир Livejournal Google Bookmarks Закладки Yandex

Добавить комментарий