Как умирали якуты и чукчи

Этот пост можно было бы назвать "их нравы" или "шокирующая Азия". Однако лично мне это больше напоминает об экзистенции — о реальном человеке в реальном мире, а не "нью-эйджевская" благостная сказка о "людях природы".  Как недавно сказал экс-глава охотничьей общины, председатель совета старейшин юкагиров Якутска Вячеслав Шадрин: "Ансамбли фольклорные есть, обряды гостям могут показать, а вот жизни в народе уже нет". Обряды? А так ли уж мы хорошо знаем обряды коренных народов? И так ли уж нужно их "реанимировать"? Ведь как нередко оказывается — нас привлекает не столько настоящая "этнографическая" жизнь, сколько яркая не очень понятная "экзотика", в которую, как в красочные фантики, заворачивают привычные для нас и приемлемые нами гуманистические новоевропейские идеи. Сложный, конечно, это вопрос. Однако узнавать жизнь без коммерческих прикрас (такой, какая она есть сейчас и какой она была в стародавние времена) куда интереснее, чем участвовать в этно-шоу для туристов.

Итак, вот интересные подробности из прошлого якутского народа, запечатленные Вацлавом Леопольдовичем Серошевским, проведшим в Якутии в качестве политического ссыльного 12 лет. Его труд "Якуты" был издан в Петербурге в 1896 году.

Как умирали якуты и чукчи

Как умирали старики, или эвтаназия по-якутски

Давным-давно, когда якуты не знали Бога и русские еще не пришли, было вот как: если старик или старуха становились чересчур дряхлыми или если кто-нибудь хворал без надежды на выздоровление, то такой человек просил обыкновенно любимых своих детей или родственников, сына, дочь или брата, чтобы его схоронили.

Примечательно, что у чукчей эту последнюю услугу тоже должен был оказать любимый сын. Он прокалывал старика копьем. Обряд этот сохранялся до самых последних времен. Старик, одетый в лучшие платья, ложился в палатку, гости окружали ее снаружи, сын просовывал острие внутрь и по данному знаку нажимал копье, острие которого сам старик направлял в сердце.

У якутов же на похороны сзывали соседей, убивали скот, что получше и пожирнее, и принимались пировать. Пировали три дня, и все это время обреченный на смерть, одетый в свое лучшее дорожное платье, сидел на первом месте и принимал от присутствующих чествование и лучшие кусочки пищи. На третий день избранный им родственник уводил его в лес и неожиданно сталкивал в заранее приготовленную яму. Потом закапывали его живым вместе с набросанным туда добром, посудой, оружием, пищей, а то и так оставляли живым умирать с голоду. Иногда стариков, мужа и жену, закапывали вместе. Иногда вместе с ними закапывали живую скотину: быка, лошадь, а иногда привязывали оседланную лошадь у вкопанного поблизости столба и она тут погибала с голоду.

***

Как умирали молодые якуты

"Свершилось!.. кончилось!.. пришел конец", — шепчет умирающий якут с какой-то мрачной покорностью. Прежде всего старается узнать у врача, духовника, шамана, невзначай спрошенного ребенка и, вообще, у всякого, кто по его мнению, способен предвидеть будущее, действительно ли это "конец", и нет ли для него еще какой-либо лазейки, или должен он так-таки непременно умереть?

 

Однажды умирала молодая 22-летняя красивая, свежая и страстно желавшая жить женщина. Она все колебалась между страхом, что это действительно "пришел конец", и надеждой, что этого случиться не может, что это невероятно, чтобы она умерла, почти не живши, в то время, когда она помнит себя еще так недавно веселой и здоровой. Все это она высказывала окружающим, спрашивая их мнения. Никто не решался ответить определенно. Шаман обещал благополучный исход болезни, но умирающая ему почему-то не верила. И вдруг она, пожелавши устранить свои сомнения, позвала своего маленького четырехлетнего ребенка и спросила его резко и неожиданно: умру ли я? Якутенок долго стоял молча и с недоумением глядел на мать. Руки и губы матери дрожали, а  глаза пронизывающе и умоляюще смотрели на личико ребенка. Но лишь только, ободряемый присутствующими, он сказал: "Ты умрешь!" — больная тут же успокоилась. Она приказала подать себе свои самые лучшие платья, приготовить лучшие блюда, умылась, оделась, причесалась, отведала кушаний, затем легла и, ласково разговаривая с присутствующими, начала одаривать их разными принадлежащими ей вещами, чтобы они поминали ее добром. Затем она спокойно стала ожидать предсмертной агонии.

***

Якуты любят жизнь и высоко ценят сегодняшний день, но вот завтра, особенно то, что наступит после смерти, не особенно их занимает. По ту сторону жизни — есть дурные места. Сквозь восемь рядов неба на западной стороне, где нет дня, а все темная ночь. Где нет лета, а свистит один зимний ветер. Там опрокинутое темно-ночное солнце с худым неправильным обращением. Там кривой месяц и не вышедшие замуж вечные девки да не женившиеся парни, с жеребцами, которые не подпускают к себе кобыл, с быками, которых не подпускают коровы, там каменно-железный дом, где сверху узко, снизу разостлано, в середине толсто.

Никаких особенных ужасов, но вместе с тем никаких надежд и упований, все по ту сторону могилы гадко и скверно. Вместе с тем якуты встречают смерть спокойно, почти бесстрашно.

Вацлав Леопольдович  Серошевский

Публикация сайта: www.curanderos.ru

Фото: http://www.yakutiatravel.com/photo.htm

Google Buzz Vkontakte Facebook Twitter Мой мир Livejournal Google Bookmarks Закладки Yandex

Как умирали якуты и чукчи: 65 комментариев

  1. чукчи, якуты, эфтаназия

    «Бог говорит устами младенцев», или « Устами младенцев глаголет истина».

    Кажется, это вышло из «Библии» и стало поговоркой. Выходит, якуты это тоже знали.

    Чукчей и якутов не мучил вопрос об эфтаназии.

    Монтень говорил: «Добровольная смерть — прекраснейшее завершение жизни. Ибо вся наша жизнь зависит от воли других людей, и только смерть — от нашей собственной».

    Большие философы они, чукчи и якуты, однако.

  2. чукчи, якуты, эфтаназия

    «Бог говорит устами младенцев», или « Устами младенцев глаголет истина».

    Кажется, это вышло из «Библии» и стало поговоркой. Выходит, якуты это тоже знали.

    Чукчей и якутов не мучил вопрос об эфтаназии.

    Монтень говорил: «Добровольная смерть — прекраснейшее завершение жизни. Ибо вся наша жизнь зависит от воли других людей, и только смерть — от нашей собственной».

    Большие философы они, чукчи и якуты, однако.

  3. чукчи, якуты, эфтаназия

    «Бог говорит устами младенцев», или « Устами младенцев глаголет истина».

    Кажется, это вышло из «Библии» и стало поговоркой. Выходит, якуты это тоже знали.

    Чукчей и якутов не мучил вопрос об эфтаназии.

    Монтень говорил: «Добровольная смерть — прекраснейшее завершение жизни. Ибо вся наша жизнь зависит от воли других людей, и только смерть — от нашей собственной».

    Большие философы они, чукчи и якуты, однако.

  4. чукчи, якуты, эфтаназия

    «Бог говорит устами младенцев», или « Устами младенцев глаголет истина».

    Кажется, это вышло из «Библии» и стало поговоркой. Выходит, якуты это тоже знали.

    Чукчей и якутов не мучил вопрос об эфтаназии.

    Монтень говорил: «Добровольная смерть — прекраснейшее завершение жизни. Ибо вся наша жизнь зависит от воли других людей, и только смерть — от нашей собственной».

    Большие философы они, чукчи и якуты, однако.

  5. чукчи, якуты, эфтаназия

    «Бог говорит устами младенцев», или « Устами младенцев глаголет истина».

    Кажется, это вышло из «Библии» и стало поговоркой. Выходит, якуты это тоже знали.

    Чукчей и якутов не мучил вопрос об эфтаназии.

    Монтень говорил: «Добровольная смерть — прекраснейшее завершение жизни. Ибо вся наша жизнь зависит от воли других людей, и только смерть — от нашей собственной».

    Большие философы они, чукчи и якуты, однако.

  6. чукчи, якуты, эфтаназия

    «Бог говорит устами младенцев», или « Устами младенцев глаголет истина».

    Кажется, это вышло из «Библии» и стало поговоркой. Выходит, якуты это тоже знали.

    Чукчей и якутов не мучил вопрос об эфтаназии.

    Монтень говорил: «Добровольная смерть — прекраснейшее завершение жизни. Ибо вся наша жизнь зависит от воли других людей, и только смерть — от нашей собственной».

    Большие философы они, чукчи и якуты, однако.

  7. чукчи, якуты, эфтаназия

    «Бог говорит устами младенцев», или « Устами младенцев глаголет истина».

    Кажется, это вышло из «Библии» и стало поговоркой. Выходит, якуты это тоже знали.

    Чукчей и якутов не мучил вопрос об эфтаназии.

    Монтень говорил: «Добровольная смерть — прекраснейшее завершение жизни. Ибо вся наша жизнь зависит от воли других людей, и только смерть — от нашей собственной».

    Большие философы они, чукчи и якуты, однако.

  8. чукчи, якуты, эфтаназия

    «Бог говорит устами младенцев», или « Устами младенцев глаголет истина».

    Кажется, это вышло из «Библии» и стало поговоркой. Выходит, якуты это тоже знали.

    Чукчей и якутов не мучил вопрос об эфтаназии.

    Монтень говорил: «Добровольная смерть — прекраснейшее завершение жизни. Ибо вся наша жизнь зависит от воли других людей, и только смерть — от нашей собственной».

    Большие философы они, чукчи и якуты, однако.

  9. чукчи, якуты, эфтаназия

    «Бог говорит устами младенцев», или « Устами младенцев глаголет истина».

    Кажется, это вышло из «Библии» и стало поговоркой. Выходит, якуты это тоже знали.

    Чукчей и якутов не мучил вопрос об эфтаназии.

    Монтень говорил: «Добровольная смерть — прекраснейшее завершение жизни. Ибо вся наша жизнь зависит от воли других людей, и только смерть — от нашей собственной».

    Большие философы они, чукчи и якуты, однако.

  10. обычай убивать стариков

    был и у славянских народов повсеместно. ну если права этнограф Велецкая со своей версией изложенной в «Языческая символика славянских архаических ритуалов» — webreading.ru/sci_/sci_hi...ih-ritualov.html

    Кстати, интересно, что банды гопников, шляющихся по ночам в поисках избиения первого попавшегося прохожего — возможно, эхо уже выродившегося ритуала,связанного с умерщвлением стариков. В книге напрямую это не говорится, но вывод такой сделать можно, там легко эта параллель прослеживается.

  11. обычай убивать стариков

    был и у славянских народов повсеместно. ну если права этнограф Велецкая со своей версией изложенной в «Языческая символика славянских архаических ритуалов» — webreading.ru/sci_/sci_hi...ih-ritualov.html

    Кстати, интересно, что банды гопников, шляющихся по ночам в поисках избиения первого попавшегося прохожего — возможно, эхо уже выродившегося ритуала,связанного с умерщвлением стариков. В книге напрямую это не говорится, но вывод такой сделать можно, там легко эта параллель прослеживается.

  12. обычай убивать стариков

    был и у славянских народов повсеместно. ну если права этнограф Велецкая со своей версией изложенной в «Языческая символика славянских архаических ритуалов» — webreading.ru/sci_/sci_hi...ih-ritualov.html

    Кстати, интересно, что банды гопников, шляющихся по ночам в поисках избиения первого попавшегося прохожего — возможно, эхо уже выродившегося ритуала,связанного с умерщвлением стариков. В книге напрямую это не говорится, но вывод такой сделать можно, там легко эта параллель прослеживается.

  13. обычай убивать стариков

    был и у славянских народов повсеместно. ну если права этнограф Велецкая со своей версией изложенной в «Языческая символика славянских архаических ритуалов» — webreading.ru/sci_/sci_hi...ih-ritualov.html

    Кстати, интересно, что банды гопников, шляющихся по ночам в поисках избиения первого попавшегося прохожего — возможно, эхо уже выродившегося ритуала,связанного с умерщвлением стариков. В книге напрямую это не говорится, но вывод такой сделать можно, там легко эта параллель прослеживается.

  14. обычай убивать стариков

    был и у славянских народов повсеместно. ну если права этнограф Велецкая со своей версией изложенной в «Языческая символика славянских архаических ритуалов» — webreading.ru/sci_/sci_hi...ih-ritualov.html

    Кстати, интересно, что банды гопников, шляющихся по ночам в поисках избиения первого попавшегося прохожего — возможно, эхо уже выродившегося ритуала,связанного с умерщвлением стариков. В книге напрямую это не говорится, но вывод такой сделать можно, там легко эта параллель прослеживается.

  15. обычай убивать стариков

    был и у славянских народов повсеместно. ну если права этнограф Велецкая со своей версией изложенной в «Языческая символика славянских архаических ритуалов» — webreading.ru/sci_/sci_hi...ih-ritualov.html

    Кстати, интересно, что банды гопников, шляющихся по ночам в поисках избиения первого попавшегося прохожего — возможно, эхо уже выродившегося ритуала,связанного с умерщвлением стариков. В книге напрямую это не говорится, но вывод такой сделать можно, там легко эта параллель прослеживается.

  16. обычай убивать стариков

    был и у славянских народов повсеместно. ну если права этнограф Велецкая со своей версией изложенной в «Языческая символика славянских архаических ритуалов» — webreading.ru/sci_/sci_hi...ih-ritualov.html

    Кстати, интересно, что банды гопников, шляющихся по ночам в поисках избиения первого попавшегося прохожего — возможно, эхо уже выродившегося ритуала,связанного с умерщвлением стариков. В книге напрямую это не говорится, но вывод такой сделать можно, там легко эта параллель прослеживается.

  17. обычай убивать стариков

    был и у славянских народов повсеместно. ну если права этнограф Велецкая со своей версией изложенной в «Языческая символика славянских архаических ритуалов» — webreading.ru/sci_/sci_hi...ih-ritualov.html

    Кстати, интересно, что банды гопников, шляющихся по ночам в поисках избиения первого попавшегося прохожего — возможно, эхо уже выродившегося ритуала,связанного с умерщвлением стариков. В книге напрямую это не говорится, но вывод такой сделать можно, там легко эта параллель прослеживается.

Добавить комментарий