Красноречивое молчание Будды

Будда

Задача буддизма состоит в том, чтобы обуздать, усмирить, умиротворить бушующий, блуждающий, цепляющийся двойственный ум. Не раз об этом говорили мудрые Учителя. Буддизм — это дисциплина ума (об уме подробнее здесь http://atiyoga.livejournal.com/32944.html). Пока есть "я", "другие", "объективный и субъективный мир", периоды временного счастья будут сменяться периодами временного несчастья. Такова природа относительной, двойственной реальности. Смысл не в том, чтобы прийти к "апатии" (бесстрастие, невозмутимость, отрешение от всех страстей, освобождение от чувства страха) стоиков, мужественно принимая любые невзгоды и не обольщаясь радостями веселых, разноцветных мыльных пузырей жизни. Пока есть "я", будет и сансара. А корень "я" в двойственном восприятии. Усмири ум, рассеются иллюзии "я", "других", "объективного и субъективного мира", "счастья" и "несчастья".

Как я уже писал, обсуждения и дискуссии возможны лишь на уровне чувственно-рассудочного восприятия-деятельности. Дело в том, что когда наш рассудочный ум пытается понять то, что находится вне его компетенции, возникает раздражение и ум начинает коротить. Ум в принципе не может ни понять недвойственную реальность, ни описать ее. Оттого столько "различий" в описаниях мистиками своих откровений.

На относительном уровне есть и хорошее, и плохое... и так далее.
Однако умом мы не поймем сути. Как бы ум не пытался заглянуть за собственные границы...ум повсюду будет видеть лишь различные проявления самого себя.

А вот подтверждение этих соображений, на которые я наткнулся сегодня... совершенно случайно:

И Будда, и Иисус смотрят на высшую реальность как на то, что не доступно человеческому пониманию и описанию. 

Молчание Будды – не результат беспомощности, оно имеет эпистемологические основания: для него высшая реальность не нуждается в словах. Если бы она зависела от слов, она не была бы высшей реальностью. Некоторым мистическим направлениям в христианстве также близки подобные идеи. Обе религии отводят молчанию важную роль. Очень может быть, что в конечном счете, буддизм и христианство сходятся в медитативном безмолвии.

Хотя Будда не держится ни за что, даже за понятие «Бог», он не циник. Он сказал все, что хотел сказать. Его молчание – не нигилизм. Он не хотел сказать, что по ту сторону ничего нет. Он же говорил о нирване (хоть и не давал ее описания в силу невозможности такого описания).

Лживы, пошлы, заблуждаются и не имеют оснований иные аскеты и брахманы, обвиняя меня и говоря, что я, аскет Гаутама, нигилист и проповедую растворение, уничтожение и небытие. Я совсем не таков и таких вещей не говорю. Сегодня, монахи, как и прежде, я возвещаю только одно учение: страдание, уничтожение страдания… (четыре благородные истины).

Будда не мог и не хотел возвещать об ином мире, так как полагал, что мир, а с ним и Бог невыразимы в словах. Его молчание об ином мире было, как верно указывают Раймон Паниккар и Клаус Этке, онтическим и красноречивым молчанием. /Иисус или Будда. Жизнь и учения в сравнении. Ульрих Луц и Аксель Михаэльс/

Google Buzz Vkontakte Facebook Twitter Мой мир Livejournal Google Bookmarks Закладки Yandex

Красноречивое молчание Будды: 21 комментарий

  1. не знаю,аутентично-буддийская ли притча,но...

    Однажды к Будде пришёл человек и, коснувшись его ног, спросил, есть ли Бог? Извечный вопрос!

    Будда посмотрел на него пристально и сказал:

    — Когда я был молод, я очень любил лошадей и различал четыре типа. Первый — самый тупой и упрямый, сколько её ни бей, она все равно не будет слушаться. Таковы и многие люди. Второй тип: лошадь слушается, но только после удара. Много и таких людей. Есть и третий тип. Это лошади, которых не нужно бить. Ты просто показываешь ей хлыст, и этого достаточно. Ещё существует четвёртый тип лошадей, очень редкий. Им достаточно и тени хлыста.

    Говоря все это, Будда смотрел в лицо человеку. Затем он закрыл глаза и замолчал. Человек тоже закрыл глаза и сидел в молчании с Буддой.

    При этом присутствовал Ананда, и что-то внутри него стало протестовать. Он решил: «Это уж слишком! Человек спрашивает о Боге, а Учитель говорит о лошадях». Рассуждая таким образом внутри себя, Ананда не мог не видеть, какая воцарилась тишина, какое великое молчание! Оно было почти осязаемым. Ананда смотрел на лица Будды и человека, переживавшего трансформацию прямо у него на глазах! Будда открыл глаза, а человек просидел в таком состоянии еще час. Лицо его было умиротворённым и светлым.

    Открыв глаза, человек коснулся ног Будды с глубокой признательностью, поблагодарил его и ушёл.

    Когда он вышел, Ананда спросил Будду:

    — Для меня это непостижимо! Он спрашивает о Боге, а ты говоришь о лошадях.

    Я видел, как он погрузился в глубокое молчание. Как будто он прожил с тобой много лет. Даже я никогда не знал такого молчания! Какое единение! Какое общение! Что было передано? Почему он так благодарил тебя?

    Будда ответил:

    — Я говорил не о лошадях. Я говорил о Божественном, Но об этом нельзя говорить прямо. Когда я увидел, на какой лошади он приехал, я понял, что такую лошадь мог выбрать только истинный ценитель. Вот почему я заговорил о лошадях. Это был язык, который он мог понять, и он понял его. Он редкий человек. Ему было достаточно и тени хлыста. И когда я закрыл глаза, он понял, что о высшем говорить нельзя. О нём можно только молчать; и в этом молчании Оно познается. Это трансцендентальный опыт, и он находится за пределами ума.

    • Re: не знаю,аутентично-буддийская ли притча,но...

      Огромное спасибо! Замечательная притча!

      О Боге (или о высшем — что одно и тоже) нельзя говорить. О Боге можно только молчать. Золотые... нет алмазные слова.

      • Re: не знаю,аутентично-буддийская ли притча,но...

        Ну если с христианской точки зрения смотреть — то золотые(«Исихазм — золото Православия»)

        А если с буддийской — то, конечно , алмазные:))

  2. не знаю,аутентично-буддийская ли притча,но...

    Однажды к Будде пришёл человек и, коснувшись его ног, спросил, есть ли Бог? Извечный вопрос!

    Будда посмотрел на него пристально и сказал:

    — Когда я был молод, я очень любил лошадей и различал четыре типа. Первый — самый тупой и упрямый, сколько её ни бей, она все равно не будет слушаться. Таковы и многие люди. Второй тип: лошадь слушается, но только после удара. Много и таких людей. Есть и третий тип. Это лошади, которых не нужно бить. Ты просто показываешь ей хлыст, и этого достаточно. Ещё существует четвёртый тип лошадей, очень редкий. Им достаточно и тени хлыста.

    Говоря все это, Будда смотрел в лицо человеку. Затем он закрыл глаза и замолчал. Человек тоже закрыл глаза и сидел в молчании с Буддой.

    При этом присутствовал Ананда, и что-то внутри него стало протестовать. Он решил: «Это уж слишком! Человек спрашивает о Боге, а Учитель говорит о лошадях». Рассуждая таким образом внутри себя, Ананда не мог не видеть, какая воцарилась тишина, какое великое молчание! Оно было почти осязаемым. Ананда смотрел на лица Будды и человека, переживавшего трансформацию прямо у него на глазах! Будда открыл глаза, а человек просидел в таком состоянии еще час. Лицо его было умиротворённым и светлым.

    Открыв глаза, человек коснулся ног Будды с глубокой признательностью, поблагодарил его и ушёл.

    Когда он вышел, Ананда спросил Будду:

    — Для меня это непостижимо! Он спрашивает о Боге, а ты говоришь о лошадях.

    Я видел, как он погрузился в глубокое молчание. Как будто он прожил с тобой много лет. Даже я никогда не знал такого молчания! Какое единение! Какое общение! Что было передано? Почему он так благодарил тебя?

    Будда ответил:

    — Я говорил не о лошадях. Я говорил о Божественном, Но об этом нельзя говорить прямо. Когда я увидел, на какой лошади он приехал, я понял, что такую лошадь мог выбрать только истинный ценитель. Вот почему я заговорил о лошадях. Это был язык, который он мог понять, и он понял его. Он редкий человек. Ему было достаточно и тени хлыста. И когда я закрыл глаза, он понял, что о высшем говорить нельзя. О нём можно только молчать; и в этом молчании Оно познается. Это трансцендентальный опыт, и он находится за пределами ума.

    • Re: не знаю,аутентично-буддийская ли притча,но...

      Огромное спасибо! Замечательная притча!

      О Боге (или о высшем — что одно и тоже) нельзя говорить. О Боге можно только молчать. Золотые... нет алмазные слова.

      • Re: не знаю,аутентично-буддийская ли притча,но...

        Ну если с христианской точки зрения смотреть — то золотые(«Исихазм — золото Православия»)

        А если с буддийской — то, конечно , алмазные:))

  3. не знаю,аутентично-буддийская ли притча,но...

    Однажды к Будде пришёл человек и, коснувшись его ног, спросил, есть ли Бог? Извечный вопрос!

    Будда посмотрел на него пристально и сказал:

    — Когда я был молод, я очень любил лошадей и различал четыре типа. Первый — самый тупой и упрямый, сколько её ни бей, она все равно не будет слушаться. Таковы и многие люди. Второй тип: лошадь слушается, но только после удара. Много и таких людей. Есть и третий тип. Это лошади, которых не нужно бить. Ты просто показываешь ей хлыст, и этого достаточно. Ещё существует четвёртый тип лошадей, очень редкий. Им достаточно и тени хлыста.

    Говоря все это, Будда смотрел в лицо человеку. Затем он закрыл глаза и замолчал. Человек тоже закрыл глаза и сидел в молчании с Буддой.

    При этом присутствовал Ананда, и что-то внутри него стало протестовать. Он решил: «Это уж слишком! Человек спрашивает о Боге, а Учитель говорит о лошадях». Рассуждая таким образом внутри себя, Ананда не мог не видеть, какая воцарилась тишина, какое великое молчание! Оно было почти осязаемым. Ананда смотрел на лица Будды и человека, переживавшего трансформацию прямо у него на глазах! Будда открыл глаза, а человек просидел в таком состоянии еще час. Лицо его было умиротворённым и светлым.

    Открыв глаза, человек коснулся ног Будды с глубокой признательностью, поблагодарил его и ушёл.

    Когда он вышел, Ананда спросил Будду:

    — Для меня это непостижимо! Он спрашивает о Боге, а ты говоришь о лошадях.

    Я видел, как он погрузился в глубокое молчание. Как будто он прожил с тобой много лет. Даже я никогда не знал такого молчания! Какое единение! Какое общение! Что было передано? Почему он так благодарил тебя?

    Будда ответил:

    — Я говорил не о лошадях. Я говорил о Божественном, Но об этом нельзя говорить прямо. Когда я увидел, на какой лошади он приехал, я понял, что такую лошадь мог выбрать только истинный ценитель. Вот почему я заговорил о лошадях. Это был язык, который он мог понять, и он понял его. Он редкий человек. Ему было достаточно и тени хлыста. И когда я закрыл глаза, он понял, что о высшем говорить нельзя. О нём можно только молчать; и в этом молчании Оно познается. Это трансцендентальный опыт, и он находится за пределами ума.

    • Re: не знаю,аутентично-буддийская ли притча,но...

      Огромное спасибо! Замечательная притча!

      О Боге (или о высшем — что одно и тоже) нельзя говорить. О Боге можно только молчать. Золотые... нет алмазные слова.

      • Re: не знаю,аутентично-буддийская ли притча,но...

        Ну если с христианской точки зрения смотреть — то золотые(«Исихазм — золото Православия»)

        А если с буддийской — то, конечно , алмазные:))

  4. не знаю,аутентично-буддийская ли притча,но...

    Однажды к Будде пришёл человек и, коснувшись его ног, спросил, есть ли Бог? Извечный вопрос!

    Будда посмотрел на него пристально и сказал:

    — Когда я был молод, я очень любил лошадей и различал четыре типа. Первый — самый тупой и упрямый, сколько её ни бей, она все равно не будет слушаться. Таковы и многие люди. Второй тип: лошадь слушается, но только после удара. Много и таких людей. Есть и третий тип. Это лошади, которых не нужно бить. Ты просто показываешь ей хлыст, и этого достаточно. Ещё существует четвёртый тип лошадей, очень редкий. Им достаточно и тени хлыста.

    Говоря все это, Будда смотрел в лицо человеку. Затем он закрыл глаза и замолчал. Человек тоже закрыл глаза и сидел в молчании с Буддой.

    При этом присутствовал Ананда, и что-то внутри него стало протестовать. Он решил: «Это уж слишком! Человек спрашивает о Боге, а Учитель говорит о лошадях». Рассуждая таким образом внутри себя, Ананда не мог не видеть, какая воцарилась тишина, какое великое молчание! Оно было почти осязаемым. Ананда смотрел на лица Будды и человека, переживавшего трансформацию прямо у него на глазах! Будда открыл глаза, а человек просидел в таком состоянии еще час. Лицо его было умиротворённым и светлым.

    Открыв глаза, человек коснулся ног Будды с глубокой признательностью, поблагодарил его и ушёл.

    Когда он вышел, Ананда спросил Будду:

    — Для меня это непостижимо! Он спрашивает о Боге, а ты говоришь о лошадях.

    Я видел, как он погрузился в глубокое молчание. Как будто он прожил с тобой много лет. Даже я никогда не знал такого молчания! Какое единение! Какое общение! Что было передано? Почему он так благодарил тебя?

    Будда ответил:

    — Я говорил не о лошадях. Я говорил о Божественном, Но об этом нельзя говорить прямо. Когда я увидел, на какой лошади он приехал, я понял, что такую лошадь мог выбрать только истинный ценитель. Вот почему я заговорил о лошадях. Это был язык, который он мог понять, и он понял его. Он редкий человек. Ему было достаточно и тени хлыста. И когда я закрыл глаза, он понял, что о высшем говорить нельзя. О нём можно только молчать; и в этом молчании Оно познается. Это трансцендентальный опыт, и он находится за пределами ума.

    • Re: не знаю,аутентично-буддийская ли притча,но...

      Огромное спасибо! Замечательная притча!

      О Боге (или о высшем — что одно и тоже) нельзя говорить. О Боге можно только молчать. Золотые... нет алмазные слова.

      • Re: не знаю,аутентично-буддийская ли притча,но...

        Ну если с христианской точки зрения смотреть — то золотые(«Исихазм — золото Православия»)

        А если с буддийской — то, конечно , алмазные:))

  5. не знаю,аутентично-буддийская ли притча,но...

    Однажды к Будде пришёл человек и, коснувшись его ног, спросил, есть ли Бог? Извечный вопрос!

    Будда посмотрел на него пристально и сказал:

    — Когда я был молод, я очень любил лошадей и различал четыре типа. Первый — самый тупой и упрямый, сколько её ни бей, она все равно не будет слушаться. Таковы и многие люди. Второй тип: лошадь слушается, но только после удара. Много и таких людей. Есть и третий тип. Это лошади, которых не нужно бить. Ты просто показываешь ей хлыст, и этого достаточно. Ещё существует четвёртый тип лошадей, очень редкий. Им достаточно и тени хлыста.

    Говоря все это, Будда смотрел в лицо человеку. Затем он закрыл глаза и замолчал. Человек тоже закрыл глаза и сидел в молчании с Буддой.

    При этом присутствовал Ананда, и что-то внутри него стало протестовать. Он решил: «Это уж слишком! Человек спрашивает о Боге, а Учитель говорит о лошадях». Рассуждая таким образом внутри себя, Ананда не мог не видеть, какая воцарилась тишина, какое великое молчание! Оно было почти осязаемым. Ананда смотрел на лица Будды и человека, переживавшего трансформацию прямо у него на глазах! Будда открыл глаза, а человек просидел в таком состоянии еще час. Лицо его было умиротворённым и светлым.

    Открыв глаза, человек коснулся ног Будды с глубокой признательностью, поблагодарил его и ушёл.

    Когда он вышел, Ананда спросил Будду:

    — Для меня это непостижимо! Он спрашивает о Боге, а ты говоришь о лошадях.

    Я видел, как он погрузился в глубокое молчание. Как будто он прожил с тобой много лет. Даже я никогда не знал такого молчания! Какое единение! Какое общение! Что было передано? Почему он так благодарил тебя?

    Будда ответил:

    — Я говорил не о лошадях. Я говорил о Божественном, Но об этом нельзя говорить прямо. Когда я увидел, на какой лошади он приехал, я понял, что такую лошадь мог выбрать только истинный ценитель. Вот почему я заговорил о лошадях. Это был язык, который он мог понять, и он понял его. Он редкий человек. Ему было достаточно и тени хлыста. И когда я закрыл глаза, он понял, что о высшем говорить нельзя. О нём можно только молчать; и в этом молчании Оно познается. Это трансцендентальный опыт, и он находится за пределами ума.

    • Re: не знаю,аутентично-буддийская ли притча,но...

      Огромное спасибо! Замечательная притча!

      О Боге (или о высшем — что одно и тоже) нельзя говорить. О Боге можно только молчать. Золотые... нет алмазные слова.

      • Re: не знаю,аутентично-буддийская ли притча,но...

        Ну если с христианской точки зрения смотреть — то золотые(«Исихазм — золото Православия»)

        А если с буддийской — то, конечно , алмазные:))

  6. не знаю,аутентично-буддийская ли притча,но...

    Однажды к Будде пришёл человек и, коснувшись его ног, спросил, есть ли Бог? Извечный вопрос!

    Будда посмотрел на него пристально и сказал:

    — Когда я был молод, я очень любил лошадей и различал четыре типа. Первый — самый тупой и упрямый, сколько её ни бей, она все равно не будет слушаться. Таковы и многие люди. Второй тип: лошадь слушается, но только после удара. Много и таких людей. Есть и третий тип. Это лошади, которых не нужно бить. Ты просто показываешь ей хлыст, и этого достаточно. Ещё существует четвёртый тип лошадей, очень редкий. Им достаточно и тени хлыста.

    Говоря все это, Будда смотрел в лицо человеку. Затем он закрыл глаза и замолчал. Человек тоже закрыл глаза и сидел в молчании с Буддой.

    При этом присутствовал Ананда, и что-то внутри него стало протестовать. Он решил: «Это уж слишком! Человек спрашивает о Боге, а Учитель говорит о лошадях». Рассуждая таким образом внутри себя, Ананда не мог не видеть, какая воцарилась тишина, какое великое молчание! Оно было почти осязаемым. Ананда смотрел на лица Будды и человека, переживавшего трансформацию прямо у него на глазах! Будда открыл глаза, а человек просидел в таком состоянии еще час. Лицо его было умиротворённым и светлым.

    Открыв глаза, человек коснулся ног Будды с глубокой признательностью, поблагодарил его и ушёл.

    Когда он вышел, Ананда спросил Будду:

    — Для меня это непостижимо! Он спрашивает о Боге, а ты говоришь о лошадях.

    Я видел, как он погрузился в глубокое молчание. Как будто он прожил с тобой много лет. Даже я никогда не знал такого молчания! Какое единение! Какое общение! Что было передано? Почему он так благодарил тебя?

    Будда ответил:

    — Я говорил не о лошадях. Я говорил о Божественном, Но об этом нельзя говорить прямо. Когда я увидел, на какой лошади он приехал, я понял, что такую лошадь мог выбрать только истинный ценитель. Вот почему я заговорил о лошадях. Это был язык, который он мог понять, и он понял его. Он редкий человек. Ему было достаточно и тени хлыста. И когда я закрыл глаза, он понял, что о высшем говорить нельзя. О нём можно только молчать; и в этом молчании Оно познается. Это трансцендентальный опыт, и он находится за пределами ума.

    • Re: не знаю,аутентично-буддийская ли притча,но...

      Огромное спасибо! Замечательная притча!

      О Боге (или о высшем — что одно и тоже) нельзя говорить. О Боге можно только молчать. Золотые... нет алмазные слова.

      • Re: не знаю,аутентично-буддийская ли притча,но...

        Ну если с христианской точки зрения смотреть — то золотые(«Исихазм — золото Православия»)

        А если с буддийской — то, конечно , алмазные:))

  7. не знаю,аутентично-буддийская ли притча,но...

    Однажды к Будде пришёл человек и, коснувшись его ног, спросил, есть ли Бог? Извечный вопрос!

    Будда посмотрел на него пристально и сказал:

    — Когда я был молод, я очень любил лошадей и различал четыре типа. Первый — самый тупой и упрямый, сколько её ни бей, она все равно не будет слушаться. Таковы и многие люди. Второй тип: лошадь слушается, но только после удара. Много и таких людей. Есть и третий тип. Это лошади, которых не нужно бить. Ты просто показываешь ей хлыст, и этого достаточно. Ещё существует четвёртый тип лошадей, очень редкий. Им достаточно и тени хлыста.

    Говоря все это, Будда смотрел в лицо человеку. Затем он закрыл глаза и замолчал. Человек тоже закрыл глаза и сидел в молчании с Буддой.

    При этом присутствовал Ананда, и что-то внутри него стало протестовать. Он решил: «Это уж слишком! Человек спрашивает о Боге, а Учитель говорит о лошадях». Рассуждая таким образом внутри себя, Ананда не мог не видеть, какая воцарилась тишина, какое великое молчание! Оно было почти осязаемым. Ананда смотрел на лица Будды и человека, переживавшего трансформацию прямо у него на глазах! Будда открыл глаза, а человек просидел в таком состоянии еще час. Лицо его было умиротворённым и светлым.

    Открыв глаза, человек коснулся ног Будды с глубокой признательностью, поблагодарил его и ушёл.

    Когда он вышел, Ананда спросил Будду:

    — Для меня это непостижимо! Он спрашивает о Боге, а ты говоришь о лошадях.

    Я видел, как он погрузился в глубокое молчание. Как будто он прожил с тобой много лет. Даже я никогда не знал такого молчания! Какое единение! Какое общение! Что было передано? Почему он так благодарил тебя?

    Будда ответил:

    — Я говорил не о лошадях. Я говорил о Божественном, Но об этом нельзя говорить прямо. Когда я увидел, на какой лошади он приехал, я понял, что такую лошадь мог выбрать только истинный ценитель. Вот почему я заговорил о лошадях. Это был язык, который он мог понять, и он понял его. Он редкий человек. Ему было достаточно и тени хлыста. И когда я закрыл глаза, он понял, что о высшем говорить нельзя. О нём можно только молчать; и в этом молчании Оно познается. Это трансцендентальный опыт, и он находится за пределами ума.

    • Re: не знаю,аутентично-буддийская ли притча,но...

      Огромное спасибо! Замечательная притча!

      О Боге (или о высшем — что одно и тоже) нельзя говорить. О Боге можно только молчать. Золотые... нет алмазные слова.

      • Re: не знаю,аутентично-буддийская ли притча,но...

        Ну если с христианской точки зрения смотреть — то золотые(«Исихазм — золото Православия»)

        А если с буддийской — то, конечно , алмазные:))

Добавить комментарий