Вечность считают
Нежданным гостем,
Но как такая громадина может прийти,
Когда она и не уходила?
Эмили Диккенсон
Лалла (Lalleshwari, Lal Ded) жила в Кашмире в XIV веке, когда объединялись различные направления вероучений: шиваизм, суфизм, ведический не-дуализм и другие -измы. Но Лалла — за пределами религиозных категорий, она их живое слияние, которое нельзя описать в подобных терминах.
Иногда она обращается к единой реальности как к Шиве. Иногда — это «Шива и Шакти, творящие любовь в жасминовом саду», иногда — Шакти, женский творческий аспект Шивы. В одних случаях она называет неопределимое присутствие «Ты», «Это», в других — «мой Господь», а временами — «Верховный Закон».
Лалла более всего была известна тем, что бродяжничала и танцевала обнаженной, распевая свои песни. Примкнув к экстатическому направлению суфиев, она соединилась с чистой радостью бытия и настолько растворилась в этом, что нагая форма «Лаллы», к которой часто обращалась поэтесса, казалась достаточным одеянием. Ее сознание наблюдает тело, но не отождествляется с ним.
Она родилась в Кашмире – скорее всего, в деревне неподалеку от Сринагара (город, возникший на месте древней буддийской столицы Кашмира — Шринагари), в 1320 году, а умерла там же в 1391.
Существуют истории о том, как плохо обходились с Лаллой родственники со стороны мужа. Ее свекровь, бывало, клала ей на тарелку камень, присыпая его сверху рисом, чтобы все выглядело так, будто Лалла получает больше пищи, чем было на самом деле. Но Лалла никогда не жаловалась. Она любила проводить время, медитируя в святилищах. Когда ее посылали за водой, она иногда задерживалась в таких местах. Однажды муж, решив наказать Лаллу за то, что она попусту тратит время по дороге домой, ударил по кувшину, который она несла. Кувшин разбился, но вода осталась, где была – на голове Лаллы, сохранив форму кувшина.
Предание гласит, что в двадцать четыре года Лалла покинула дом и семью и стала ученицей индуистского мастера Сед Байю. Именно тогда она начала игнорировать общепринятые нормы в одежде и странствовать в состоянии экстатической чистоты. Как-то утром дети насмехались над ее наготой, и их разбранил за неуважение местный торговец тканями. Лалла попросила у него две полоски ткани одинакового веса. В тот день, странствуя по округе, она носила на каждом плече полоску ткани. Встретив уважительное замечание или напротив – насмешку, она завязывала узел то на одной, то на другой полоске. Вечером она вернулась к торговцу и попросила его опять взвесить ткань. Чаши весов, конечно же, снова уравновесились. Количество узлов на полосках не изменили веса полос. Так Лалла показала, что ни восхваление, ни хула не имеют никакого веса.
Лалла глубоко любима и индусами, и мусульманами Кашмира, и это несмотря на межрелигиозные конфликты и территориальные войны, истощающие этот прекрасный край.
Смеясь, чихая, кашляя, зевая,
Иль в водах совершая омовенья,
Блуждая без одежды круглый год,
Как близок Бог к тебе поймешь ли?
Узнаешь ли ты Бога в формах сих?
(в тексте использованы фрагменты книги «Стихи и песни святой из Кашмира» в ред. Клуба Курандерос www.curanderos.ru и перевод стихов с англ. http://www.koausa.org/Saints/LalDed/Vakhs2.html).