Далекие и близкие
Сегодня – национальный праздник Кубы. 60 лет назад свободолюбивый народ этой страны сбросил ярмо испанского колониального гнета, что было его первой победой на пути к достижению подлинной независимости. Долгие годы с тех пор кубинцы боролись против господства еще более алчных колонизаторов – американских империалистов. Народная революция, победившая 1 января 1959 года, вышвырнула с Кубы монополии США, поставила у власти трудящихся, положила начало новой счастливой жизни. Сейчас кубинский народ успешно строит социализм.
Недавно по приглашению кубинского национального профсоюза трудящихся сахарной промышленности на Кубе побывала советская делегация профсоюза рабочих и служащих сельского хозяйства и заготовок. Ниже публикуются заметки руководителя делегации П. Берснева об этой поездке.
В Ориенте
Шоссе, по которому мы едем, вьется у самого берега моря. Море — ласковое, спокойное — плещется совсем близко, слева от нас. А справа раскинулись зеленеющие поля с разбросанными кое-где пальмами. Вдали виднеются горы. Мы едем на восток острова, в провинцию Ориенте.
До революции Ориенте была наиболее бедной провинцией Кубы. Здесь господствовали крупные помещики, во владении которых находилась почти вся земля. Крестьяне за нищенскую плату вынуждены были батрачить на их громадных плантациях сахарного тростника, на животноводческих фермах. Теперь в Ориенте, как и по всей Кубе, проведена аграрная реформа. Крестьяне получили землю и не покладая рук трудятся в кооперативах, народных имениях, на своих собственных участках.
Провинция Ориенте славится своими революционными традициями. Здесь — родина Фиделя Кастро, тут зародилось и охватило затем всю страну партизанское движение, которым он руководил. И сейчас Ориенте — передний край революции. На земле этой провинции находится американская база Гуантанамо, и тем кубинцам, которые живут с ней по соседству, приходится быть особо бдительными, быть всегда в боевой готовности.
Особенно почувствовали мы это, когда побывали в городе Гуантанамо, расположенном в 25 километрах от базы США. Генеральный секретарь городского муниципалитета Примитиво Эрнандас рассказал нам, что на базе США, превращенной в центр подрывной деягельности, терроризма и шпионажа против кубинского народа, сосредоточено большое количество вооружения и войск. Американцы устраивают всяческие провокации, обстреливают кубинские сторожевые посты, пытаются проникнуть на кубинскую территорию, организуют поджоги и другие диверсии.
Край вечного лета
Куба — край вечного лета. Когда температура опускается здесь до +10 градусов по цельсию, считается, что здорово похолодало. Но так бывает очень редко. Обилие тепла, влаги, плодороднейшие красные и темпо-бурые почвы — все это создает самые благоприятные условия для ведения сельского хозяйства.
Особенно хороши урожаи дает здесь сахарный тросик — многолетняя культура. Раз посеянный, он растет 7 — 8 лет, а то и больше. За время своего пребывания на Кубе мы не раз любовались плантациями этого удивительного растения, стебли которого достигают в высоту 3 — 4 метров. Пока тростник растет, за ним не требуется никакого ухода. Во время уборки его рубят ножами под корень, очищают стебли от листьев и срубают верхушку. Остается сахаристая часть длиной 1,5 — 2 метра, которую и отправляют на заводы. Отходы, когда они высохнут, сжигают на месте. Через некоторое время на убранном поле снова появляются ростки тростника.
Сахарный тростник — главное богатство Кубы. Но до революции это богатство не принажало народу. Засилье местных помещиков и американских монополистов, которым было выгодно возделывать только сахарный тростник, привело к тому, что кубинское сельское хозяйство приняло однобокое развитие. В результате почти все продовольственные товары Куба вынуждена была покупать за границей.
Теперь сельхозкооперативы и народные имения (им в общей сложности принадлежит 75 процентов всей обрабатываемой земли) развиваются как многоотраслевые хозяйства. Когда мы были в кооперативе «Энрике Харт Довалос», председатель исполкома этого хозяйства Бруно Рафуле рассказал нам, что раньше эта земля принадлежала крупному помещику-миллионеру и возделывали на ней только сахарный тростник и кукурузу. Сейчас кооператив производит бобы, бананы, овощи. Здесь разводят свиней, крупный рогатый скот, птицу. За два года хозяйство было полностью перестроено. Такую же картину мы наблюдали во всех кооперативах и имениях, которые посетили.
За последнее время в кубинской деревне широко развернулось строительство. За свою поездку мы повидали немало новых животноводческих помещений, светлых и просторных жилых домов, клубов, школ, больниц, детских учреждений.
На Плайя-Хирон
1 марта мы побывали на Плайя-Хирон, там, где в апреле прошлого года высадились интервенты. Сопровождавший нас секретарь профсоюза рабочих сельского хозяйства Релинс Гонсалес был участником разгрома американских наемников. Он рассказал нам, как эти бандиты поломали зубы о стойкость и единство кубинского народа. Враг был уничтожен за 72 часа. Около 1.200 человек сдались в плен.
Теперь на Плайя-Хирон раскинулся туристический центр, созданный революционным правительством для кубинских трудящихся. Десятки небольших приветливых домиков, где отдыхают рабочие и крестьяне, служащие и студенты, разбросаны на солнечном берегу. Посреди одного из поселков стоит разрушенное здание. На нем надпись: «Дом был разрушен во время атаки врагов — продажных элементов». Этот немой свидетель минувших боев призывает к бдительности, напоминает о тех, кто снова точит зубы на свободу кубинского народа.
Беседа с Фиделем Кастро
О национальном герое Кубы премьер-министре революционного правительства Фиделе Кастро все мы много читали и слышали. Побывав на Кубе, мы воочию убедились, каким большим авторитетом пользуется он у трудящихся. Любовь народа к Фиделю Кастро безгранична.
— Наш Фидель всегда с нами,— говорят кубинцы.
Понятно, конечно, что нам очень хотелось повидаться с Фиделем Кастро. Мы попросили руководителей кубинских профсоюзов устроить нам встречу с ним. Встреча произошла в отеле «Капри», где мы жили перед нашим отъездом. Примерно в половине второго ночи, когда мы еще делились впечатлениями минувшего дня, в номере раздался телефонный звонок. Я взял трубку, послышалось лишь одно слово:
— Советика?
— Си (да),— ответил я, и на этом разговор прекратился. Мелькнула мысль, что это связано со встречей с Фиделем Кастро. Нам не раз говорили, что он может появиться в любом месте неожиданно.
Действительно, через несколько минут в номер постучали. Я бросился открывать. В дверях стоял Фидель Кастро с двумя товарищами. Он поздоровался со мной, с Георгием Самофалом, членом нашей делегации, председателем местного комитета Мироновского сахарного завода Киевской области, и с нашей переводчицей Люсей.
Фидель Кастро высокого роста, широкоплечий, подтянутый, каким мы себе его и представляли, но выглядел он моложе, чем на фотографиях и портретах. Одет он был, как всегда, в защитного цвета гимнастерку-рубашку с расстегнутым воротником, узкие брюки заправлены в солдатские ботинки.
Премьер еще раз уточнил наши имена, спросил, кем мы работаем и из каких мы городов, как мы себя чувствуем на Кубе, где побывали, каковы наши впечатления и как мы расцениваем аграрную реформу. Он внимательно слушал наш рассказ, а потом сказал, что у них в сельском хозяйстве еще много трудностей и многое предстоит сделать.
Фидель Кастро задал нам много вопросов. Он очень интересовался нашим сельским хозяйством как в целом по стране, так и в отдельных республиках; спрашивал, какие сеются культуры, когда начинается сев, уборка урожая, каких и сколько удобрений вносится на гектар и т. д. Надо сказать, что Фидель Кастро уделяет развитию сельского хозяйства на Кубе очень большое внимание, часто бывает в кооперативах и в народных имениях, встречается и беседует с крестьянами.
— Мы стремимся к тому,— сказал он,— чтобы наше сельское хозяйство стало многоотраслевым и в ближайшее бы время обеспечило население Кубы необходимыми продуктами.
В заключение беседы мы спросили, что хотел бы передать Фидель Кастро советскому народу. Он сказал: «Я восхищаюсь советским народом, его делами. Наши народы — братья, и мне всегда приятно беседовать с советскими товарищами. Передайте советским людям мои самые наилучшие пожелания».
П. Берснев.
Гавана – Ленинград. Газета «Сельская жизнь» №117 (9290) Воскресенье, 20 мая 1962 г.