На полке, между красивых глянцевых обложек современных книг по цветоводству, сиротливо жмется книга Н.М.Верзилина «Путешествие с домашними растениями». Книжка от времени и частого использования развалилась на листочки, обтрепалась обложка.
Эта книга была одной из моих любимых книг о природе. Почему-то мне захотелось в нее заглянуть. Как только книга оказалась в моих руках — увлекательные путешествия, иллюстрации необычных цветов и деревьев замелькали перед глазами. Как Алиса из страны чудес, я перенеслась в далекое детство, став маленькой девочкой с бантиками в косичках, школьницей в форменном коричневом платьице с белым воротничком, в наглаженном белом переднике с крылышками. Вот я выращиваю королевские бегонии из одного листа. Разрезав жилки, кладу листик на влажную землю. Спустя некоторое время из каждого разреза появятся новые растения. Провожу опыты с другими цветами. Вот делаю каучук из добытого латекса огромного фикуса... Выскочившая из часов кукушка,прокуковав несколько раз, возвращает меня в реальное время.
Вспоминаю, что я читала или слышала о каучуке. Возраст окаменелостей каучуконосных деревьев исчисляется в миллионах лет, возраст найденных, так называемых резиновых шаров – около 900 лет. Европа узнала о каучуке после возвращения Колумба из Америки.
Впервые испанцы увидели, как индейцы играют черными шарами в игру, прародительницу баскетбола. Их поразил мяч, легко отскакивающий при ударе об поверхность. Каочу – так называли индейцы сок, который они добывали из деревьев и лепили шары. Сок гевеи – «слезы дерева». Почему шары черные, липкие и пахнут дымом? Представьте, вы в джунглях. Собрав сок, разводите костер, вырезаете палку-лопатку и обмазываете глиной. Сок довольно быстро застывает, поэтому нужно все делать прямо на месте. Затем макаете ее в сок и держите над белым дымом костра. Так слой за слоем получается шар, весом до 5 кг, который вы разрезаете и снимаете образовавшийся пласт. Так делали индейцы. Испанцы оценили изобретение, но получить качественных изделий тогда не могли.
Чувствую, что голову начинает распирать от попытки порыться в памяти. Не проще ли порыться в книгах. Можно, конечно, открыть компьютер и там набрать необходимый материал. Но книги для меня, как живые, и поэтому нравятся больше. Итак, идем дальше.
Благодаря французскому математику и географу Шарлю Кондамину, приславшему в 1736 году из Южной Америки образцы каучука, возрос научный интерес к этому веществу.
1770г. – первое практическое применение каучука. Благодаря британскому химику Джозефу Пристли, на свет появляется ластик (гуммиэластик – эластичная смола). Наша незаменимая резинка, стирающая написанное или нарисованное простым карандашом. А потом и чернильная резинка, стирающая до дыр замечания или нежелательные отметки в школьном дневнике. Каучук шагал по матушке Европе.
Помню свою встречу с прорезиненным плащом – макинтошем, тяжелым, в холодную погоду стоящим «колом», а в жаркую погоду начинавшим плавиться. Родители купили мне длинный, страшно неудобный плащ красного цвета. Тогда это был «писк моды». Непромокаемый плащ, названный по фамилии его изобретателя. Англичанин Чарльз Макинтош предложил вкладывать тонкий слой каучука между двумя слоями ткани. В 1823 году он наладил производство водонепроницаемой одежды.
Можно написать целый трактат о каучуке. Но это уже отдельная тема. Стоит упомянуть ещё о « каучуковой лихорадке», но о ней есть пост в нашем блоге, как колонизаторы нещадно эксплуатировали местных индейцев и ввозимых рабов.
Тяжелый труд по добыче каучука был не только в Латинской Америке, но и у негров в джунглях Африки. Только сок добывали не из гевеи, а из лиан. Способ сушки тоже другой. Срезав лиану, выколачивали сок и сушили его полосками прямо на теле. Получались желтоватые ремни.
«Лес прекрасен для свободного человека. Его тень приятна бегущим от солнечных лучей. Каучук — это смерть!
Для нас лес печален, мрачен и враждебен. Мы — не свободные люди, не охотники, не путешественники — мы рабы белых. Каучук — это смерть!
Белый требует от нас: каучука, каучука, каучука! А мы отвечаем, мы отвечаем ему: Каучук — это смерть!».
Но была совсем другая жизнь, другие песни в государстве счастливых людей, государстве — под названием СССР.
«С той поры, как будённовцы собирали коней,
И до наших сегодняшних, до космических дней
Есть традиция добрая в комсомольской семье:
Раньше думай о Родине, а потом о себе.
С ног валились, усталые, промерзали насквозь,
Но Магнитку поставили, возвели Комсомольск.
Есть традиция добрая в комсомольской семье:
Раньше думай о Родине, а потом о себе.
Советскому народу энтузиазма не занимать. Джунгли отсутствуют, гевеи не растут, а каучук нужен. По заданию Сталина начинается интенсивный поиск каучуконосов.
Исследовав тысячи растений на всей территории Советского Союза, обнаружили… Кок-сагыз или «русский» ( как называют его на Западе) каучуконосный одуванчик (Taraxacum kok-saghyz Rodin). 1931 г.
В те годы каучук в виде крепов считался не уступающим по качеству каучуку из гевеи. Страна гордилась своими героями.
Солнце белое, небо синее
Всё зелёное, всё красивое.
Всюду жёлтые одуванчики
И похожи на попугайчиков.