Также как для современной Латинской Америки, для которой футбол — это почти религия, для древних майя игра с твердым каучуковым мячом была главной страстью. Ацтеки называли ее тлачтли. Майя называли эту игру пок-а-ток.
Никто не знает, где появилась эта игра. Родиной каучука был Табаско, где жили ольмеки, которых считают предшественниками майя или, по крайней мере, современниками их культурного подъема. Как мы уже видели, слово, обозначающее каучук на языке тольтеков, звучало как олли, и ольмеков называли «каучуковым народом». Во всех крупных храмовых городах майя, которые были обнаружены, есть свои площадки для игры в мяч. Те, кто посетил развалины в Мексике, например Чичен-Ицу или Копан в Гондурасе, будут помнить, как выглядит такая площадка: длинная, прямоугольная, в форме буквы «I», с рядами сидений по обеим сторонам для зрителей. Точно в середине по обеим сторонам площадки, часто на высоте 9 м от земли, установлено каменное кольцо, но не горизонтально, как в баскетболе, а вертикально. До нас не дошло подробное описание этой игры по правилам майя, но в «Пополь-Вух» есть краткое упоминание этого вида спорта:
«Давайте играть в мяч, – сказал правитель Шибалбы.
И тогда владыки схватили мяч и сделали бросок прямо в кольцо Хунапу».
В Чичен-Ице было семь площадок для игры в мяч. Одной из самых впечатляющих достопримечательностей этого города является огромная площадка для игры в мяч, самая большая, виденная кем-либо в храмовых городах обеих Америк. Ее построили тольтеки-майя. Площадка имеет 166 м в длину и около 69 м в ширину, а «корзину» в форме жернова, находящуюся на высоте около 11 м от игрового поля, украшает змея с раскрытой клыкастой пастью. Кольцо находится на самом деле так высоко, что правило игры, известные для игры в майянский мяч – игрок не мог пользоваться кистями рук, а мог только направлять мяч в «корзину» локтями или бедрами, – никак не может быть выполненным на этой площадке. Как и ацтеки в Мексике, так и владыки страны майя очень высоко ценили эту игру, и если игрок попадал мячом в кольцо, – трюк, который, кажется, удавался достаточно редко, – он имел право требовать себе в качестве награды всю одежду и драгоценности присутствующих на игре зрителей.
Несмотря на явную связь с жертвоприношениями, игра не всегда сопровождалась таковыми. Так, состязание использовалось как способ разрешения конфликтных ситуаций.
Испанский монах Фрай Хуан де Торквемада упоминает историю, согласно которой конкурирующие правители Ашаякатль (отец Монтесумы II, правитель Теночтитлана) и Шиуитлемок (правитель Сочимилько) играли в мяч, дабы разрешить свой спор. Ашаякатль поставил на кон годовой доход, а Шиуитлемок — несколько земельных участков. Правитель Теночтитлана проиграл, но затем схитрил, убив победителя и устранив таким образом соперника в борьбе за власть.
Большое поле для игры в мяч расположено в северной части Чичен-Ица, является крупнейшим спортивным полем когда-либо обнаруженном в Мезоамерики. Его стены богато украшены резьбой, структурами и надписями. Размеры поля достигает в длину 175 метрах от одного конца до другого (с севера на юг) и 70 метров в ширину то есть гораздо больше, чем поле современного футбола. На каждой стороне поля стоят стены, которые достигают более 7 метров в высоту. Встроенный в верхней части каждой стены в центре находится каменный обруч выгравированный переплетенными пернатыми змеями.
Источник текста: Виктор фон Хаген. «Ацтеки, майя, инки. Великие царства древней Америки»; http://blog.curanderos.ru; https://ermakvagus.com; https://www.a-gallery.ru/post/ballgame-duel-rulers