Частенько мы склонны обличать и корить других людей. Мы говорим об их жестокости, равнодушии, цинизме, снобизме etc. Кто-то даже отправляется на улицы города «наводить порядок» или «низвергать ненавистный порядок». Одни «очищают город», бритоголовой толпой набрасываясь на ничего не подозревающего латиноамериканца, приехавшего учиться в Россию, другие строят баррикады и мстят за собрата-студента.
Но хорош ли этот метод? Стоит ли браться за нож и вилы, дабы бороться за справедливость? Сколько нам еще нужно исторических примеров, чтобы понять настоящую «ценность» всех известных нам революций?
С другой стороны, мы любим поболтать о милосердии, сострадании и любви. Но так ли уж часто мы их проявляем? И что вообще означают для нас эти слова.
И все-таки. Если мы хотя бы на секунду допустим (я не говорю – поверим). Просто допустим, что весь известный нам мир – лишь одна из форм сновидения. Да, это очень большое и очень длительное сновидение (если сравнивать его со сновидением «малым»). Но дело не в размере, а в самом принципе. Что мы видим во сне? Можем ли мы встретить кого-нибудь, завязать с ним беседу? Безусловно. Мы даже можем оказаться свидетелями какой-нибудь «вопиющей несправедливости». Может быть, мы начнем «отстаивать правду» — колотить себя в грудь (или колотить «мерзавца»). Нас может трясти от возмущения и негодования. Но… приходит утро, и мы просыпаемся. И тогда (если мы все еще помним содержание только что состоявшегося сна), тогда мы начинаем понимать… что все, что только что с нами случилось было всего лишь иллюзией. Стоило ли столько расстраиваться и злиться? Где они эти чудовища, которые были нам так ненавистны? Их нет. Но тогда откуда же они вообще появлялись во сне? Что порождало саму эту иллюзию, в которой мы провели еще одну ночь?
Древние мудрецы полагали, что источник наших видений – мы сами. «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5, 8). Сердце с незапамятных времен считалось центром сознания (а не мозг; эта идея возникла значительно позже). Почему сердце? Сердце – источник света, который воспринимает глаз. Что исходит из сердца, то видит глаз.
Вот почему в духовных практиках и медитациях главной считалась именно работа с сердцем. Сердце воспринималось серединой, центром мира и его источником. Поэтому так важна сосредоточенность. Т. е. концентрация внимания на центре, на сердце. Главные мистические практики Востока и Запада были связаны с сердцем. Иисусова молитва, даосские, буддийские и индуистские медитации. Нам известны различные методы. Но суть их одна. Если наше сердце будет чистым, открытым и милосердным, тогда и видимый нами мир тоже начнет преображаться. Потому что то, что мы видим, исходит из нашего сердца.
А если будет чистым наше сердце и наше око, тогда ничто не сможет причинить нам вреда, ничто не сможет нас «испачкать», задеть и оскорбить. Т.к. источник «загрязнений, омрачений» — мы сами. Ничто не может нас осквернить кроме нас самих, кроме наших собственных заблуждений и ошибочных поступков. Об этом говорит и Иисус: «Светильник тела есть око; итак, если око твое будет чисто, то и все тело твое будет светло; а если оно будет худо, то и тело твое будет темно. Итак, смотри: свет, который в тебе, не есть ли тьма? Если же тело твое всё светло и не имеет ни одной темной части, то будет светло всё так, как бы светильник освещал тебя сиянием» (Лк. 11, 34-36).
Так что стоит ли столько внимания и сил тратить на «вечный бой»?
Когда-то БГ приводил хороший пример в «Аэростате». Монах как-то спросил у аббата Пастора: "Что мне делать? Когда я сижу в келье и молюсь, я начинаю сходить с ума". Старший сказал ему: "Никого не презирай, никого не осуждай, никого не ставь на место — и Бог даст тебе покой, и твое созерцание будет происходить без помех".
Очень мудрый совет. Перестав судить да рядить, обличать и наказывать, мы становимся все более умиротворенными и безмятежными. А когда мир приходит в наше сердце, тогда… А что если и вправду мир – Большое Сновидение? Ведь тогда и сны изменятся, преобразится наш мир и чудовища растворятся. Но даже если мир не иллюзия, если он тверд как камень и реальнее реального, даже тогда, если мы просто откажемся от "прокрустовых методов", мир станет немного лучше.