Originally posted by
Председателю Правительства Российской Федерации В.В. Путину
Председателю Государственной Думы Российской Федерации Б.В.Грызлову
Министру образования и науки Российской Федерации А.А.Фурсенко
Господин Президент! Господин премьер-министр! Господин спикер! Господин министр! Обратиться с открытым письмом к вам нас побудило приближающееся принятие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) для старшей школы. В этом документе очерчиваются общие контуры грандиозного образовательного здания, которое предполагается построить в нашей стране, а также прорисовываются отдельные частные его детали. Бес сидит в мелочах – именно о них мы и хотим сказать.
В стандарте, который должен быть рамочным регулирующим документом, не так много цифр. Именно поэтому каждая цифра притягивает взор.
4 (четыре) – именно столько обязательных предметов предполагается изучать старшекласснику (Россия в мире, ОБЖ, физкультура, индивидуальный проект).
6 (шесть) – именно столько образовательных областей объединило в себе все остальные привычные для школы предметы, разом получившие статус необязательных (по выбору). Среди них: русский язык, литература, математика, алгебра, геометрия, информатика, история, физика, химия, биология, география.
1 (один) – именно столько предметов из каждой образовательной области может выбрать ученик (впрочем, из одной любой области можно выбрать 2 (два)). Это означает, что выбрать и русский язык, и литературу или и алгебру, и геометрию (не говоря уже об и информатике) или и физику, и химию (и биологию) невозможно. Так написано в проекте ФГОС.
Наше крайнее недоумение вызывает факт такой перестройки учебного плана. Ни с какой точки зрения государству, заботящемуся о своем будущем, не выгодно:
— объявлять предметом по выбору государственный язык, владение которым должно составлять основное базовое умение любого гражданина;
— объявлять предметом по выбору математику, представляющую собой еще один язык, без которого «не говорит» ни одна другая наука;
— объявлять предметом по выбору историю, без знания которой нельзя ориентироваться в современном мире, осознавать свои корни и законы общественного развития, выстраивать стратегию жизненного поведения.
И, наконец, для такой страны, как Россия, является не просто невыгодным, но и противоестественным отказ от обязательного изучения старшими подростками русской литературы, которая по сути и представляет собой Россию в мире и является для граждан страны основой безопасности жизнедеятельности.
Напомним: в старших классах читают Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Тургенева, Островского, Гончарова, Лескова, Достоевского, Толстого, Чехова, Блока, Ахматову, Булгакова, Шолохова, Платонова, Солженицына... Без изучения этой литературы (и именно в том возрасте, в котором находятся старшеклассники) невозможно формировать ту личность, о которой так гладко и красиво повествует стандарт. Откройте любую из целей образования в стандарте – и вы увидите, что ее нельзя достичь, если не читать книг, не думать над опытом жизни людей, отраженным в литературе. Без глубокого литературного и шире – эстетического – образования не добиться ни умягчения нравов, толерантности, ни осознанного отношения к своей стране (патриотизма), ни даже роста конкурентоспособности государства в целом.
Мы считаем, что вы, как руководители страны, которые обязаны просчитывать риски от принимаемых решений, должны наложить вето на радикальное перекраивание школьной программы и перевод в статус предметов по выбору ее главных дисциплин. Мы считаем, что необходимо созвать представительное совещание педагогических работников страны всех уровней, родительского сообщества и учеников для обсуждения вопроса о будущем образования. Будущее образования – это будущее каждого из нас, наших детей и внуков и России в целом.
Оставить свою подпись под письмом можно здесь. К сожалению, после того, как количество подписей (комментариев) зашкалило за 5000, даже зарегистрированным пользователям надо вводить капчу.
Для меня самым интересным тут был предмет «Россия в мире». Это, как я понял, такая себе идеологическая индоктринация будет, обязательная для каждого школьника...
Для меня самым интересным тут был предмет «Россия в мире». Это, как я понял, такая себе идеологическая индоктринация будет, обязательная для каждого школьника...
Для меня самым интересным тут был предмет «Россия в мире». Это, как я понял, такая себе идеологическая индоктринация будет, обязательная для каждого школьника...
ФГОС
Это же замечательно! Зачем изучать историю, если из нее не извлекаются никакие уроки. Зачем математика, физика и тп. и тд, если для уборки улиц никакие науки не нужны. Дети чиновников обучаются за границей, так что их родителям нечего беспокоиться. Да и зачем такая масса преподавателей? Не нужно платить из бюджетного кармана. Опять-таки экономия!
ФГОС
Это же замечательно! Зачем изучать историю, если из нее не извлекаются никакие уроки. Зачем математика, физика и тп. и тд, если для уборки улиц никакие науки не нужны. Дети чиновников обучаются за границей, так что их родителям нечего беспокоиться. Да и зачем такая масса преподавателей? Не нужно платить из бюджетного кармана. Опять-таки экономия!
ФГОС
Это же замечательно! Зачем изучать историю, если из нее не извлекаются никакие уроки. Зачем математика, физика и тп. и тд, если для уборки улиц никакие науки не нужны. Дети чиновников обучаются за границей, так что их родителям нечего беспокоиться. Да и зачем такая масса преподавателей? Не нужно платить из бюджетного кармана. Опять-таки экономия!