Автор текста: Берснев Павел
Видео из видеоархива Берснева Павла
Предыдущая публикация о Уаорани: http://blog.curanderos.ru/2011/08/24/vaorani-guarani-poslednie-dikari-amazonskix-dzhunglej
Уаорани (исп. Huaorani), или «аука», буквально на кечуа «враги»— индейский народ, проживающий на территории восточного Эквадора, в междуречье Напо и Курарай. Есть варианты перевода как Ваорани, Гуарани, Уарани. Общая численность составляет около 4 000 человек.
Местные индейцы из племени Кичуа (не путать с Кечуа – подробнее читайте в «Священном Космосе Шаманов») считают, что Уаорани до сих пор дикие и не поддаются цивилизации. Ведь не случайно инки назвали их «аука» — «враги». Похоже, что Уаорани упорно сопротивлялись не только современной цивилизации. Один Кичуа рассказывал мне, что голый Уаорани с копьем в руке может запросто ворваться в офис нефтяников (а этих кровопийцев Земли-Матушки здесь в амазонских лесах немало), перевернуть всю мебель, засадить копьем в принтер или какую-нибудь другую оргтехнику, и потребовать, чтобы его накормили. Никто не может перечить или скрутить Уаорани, так как они находятся под защитой государства и формально считаются хозяевами территорий, на которых обосновались нефтяники.
Как-то один русский инженер ехал по проселочной дороге в сельве. Вдруг водитель тормозит машину. Впереди поперек дороги натянута лиана. Инженер хотел было убрать лиану, но опытный водитель остановил его. «Это Уаорани, осторожно!» — сообщил водитель, — «Если ты уберешь лиану, то получишь из кустов порцию отравленных дротиков». Прошло некоторое время и из леса действительно показались голые индейцы. С видом настоящих хозяев джунглей, они важно подошли к машине. Один из них выхватил из рук инженера недопитую бутылку кока-колы. Отхлебнул, а потом что-то сказал на Уаорани. Другой индеец перевел сказанное на испанский – мол, чтобы в следующий раз они привезли сладкую воду другого цвета. Видимо, они уже были знакомы с газированной отравой вроде фанты или чего-то подобного.
Вообще, у Уаорани, можно сказать, существуют три зоны. В первой, соприкасающейся с цивилизацией, живут как бы «окультуренные». Они, в основном, торгуют сувенирами и разной утварью вроде духовых ружей. У меня была мысль захватить такое в Россию, но я отказался от этой идеи, поскольку впереди предстояла долгая дорога не только по амазонской сельве, где духовое ружье можно было бы использовать не только как сувенир, но и по разным городам Эквадора.
Еще один весьма образованный и любознательный абориген из племени Кичуа (которого я обучил русскому алфавиту; надо сказать, что русские буквы лучше подходят для передачи звуков языка Кичуа), сказал мне как-то: «Кичуа – это как открытая книга – один разворот – наша культура, традиции наших предков (в этот момент он показал мне одну ладонь), а другой – цивилизация (другую ладонь). Мы не против цивилизации. Мы учимся и очень охотно учимся. А вот Уаорани не хотят учиться цивилизации. У них вся книга – только их дикий мир. Они бегают по лесам как большие обезьяны. У них такое обоняние, что даже его одного им достаточно, чтобы выследить добычу на очень большом расстоянии. Поэтому у них очень большие ноздри».
Третья зона – это те самые Уаорани, которые «не хотят учиться» и не ходят в школу. С точки зрения «внешнего мира», они дикие. Но сами Уаорани, конечно, так не думаю. В любом случае, они обречены на то, чтобы как Кичуа однажды взять в руки «букварь цивилизации» и хорошенькое его изучить. Потому как иначе они в конце концов или сопьются (конечно, не без помощи белых людей). В Коке, что на реке Напо я таких встречал на рынке в большом количестве. Либо будут бродяжничать по городам, предлагая туристам свои поделки. Конечно, часть индейцев останется на своей земле, развлекать грингос-туристас, имитируя первобытный образ жизни.
Да, а вторая зона – это как раз посредники между «туристическими» и «дикими» Уаорани. Они, как правило, хорошо говорят по-испански, носят одежду (во всяком случае в городах), и умеют считать деньги. Такая вот этнография как она есть в наши дни 🙂