Миклухо-Маклай — фильм о великом путешественнике и антропологе

Николай Николаевич Миклухо-Маклай (1846—1888) — действительный член Русского географического общества, русский этнограф, антрополог и путешественник.

Редкий историко-биографический фильм режиссёра Александра Разумного снятый на Московской киностудии научно-популярных фильмов в 1947 году.

Фильм снят на основе литературной версии событий из жизни известного русского этнографа, антрополога, биолога и путешественника, изучавшего коренное население Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании.

Миклухо-Маклай

Миклухо-Маклай выступал против идей расового неравенства, против духовного и экономического порабощения народов на публичных выступлениях перед руководителями ведущих стран мира (Бисмарк, Александр III и др.). Его труды были известны во всем мире, газеты и журналы печатали его биографию, выдержки из его сочинений, огромную популярность приобрели его публичные лекции.

В русской прессе его деятельность, необычный путь служения науке, отличный от традиционного (с защитой диссертаций, изданием монографий), вызывали острые споры: одни его хулили, другие восхваляли. Некоторые издания с издевкой писали о его проекте русской общины в Океании, карикатуры опубликовали «Стрекоза» и «Будильник», газета «Новое время» назвала статью о нем «Ученое шарлатанство». А московский «Русский курьер» подчерквал, что Миклухо-Маклаю продолжают поступать письма в поддержку ученого, с признанием его заслуг и значения научного подвига.

В 1886 г. Н. Н. Миклухо-Маклай вернулся в Россию. Его деятельность произвела огромное впечатление на Льва Николаевича Толстого, ибо в ней он увидел подтверждение своим мыслям о том, что подлинная цивилизация может быть принесена к народам не насилием, а просвещением.

О значении жизни ученого-путешественника прекрасно сказано в письме Толстого: «Мне хочется сказать Вам следующее: если Ваши коллекции очень важны, важнее всего, что собрано до сих пор во всем мире, то и в этом случае все коллекции Ваши и все наблюдения научные ничто в сравнении с тем наблюдением о свойствах человека, которые Вы сделали, поселившись среди диких и войдя в общение с ними и воздействуя на них одним разумом <…> Ваш опыт общения с дикими составит эпоху в той науке, которой я служу, – в науке о том, как жить людям друг с другом».

И завершает письмо призывом к ученому:

«Напишите эту историю, и вы сослужите большую и хорошую службу человечеству».

Лев Толстой восхищался деятельностью знаменитого путешественника:

«Меня <...> умиляет и приводит в восхищение в вашей деятельности то, что, сколько мне известно, вы первый, несомненно, опытом доказали, что человек везде человек, т. е. доброе общительное существо, в общение с которым можно и должно входить только добром и истиной, а не пушками и водкой. И вы доказали это подвигом истинного мужества, которое так редко встречается в нашем обществе <...> Люди жили так долго под обманом насилия, что наивно убедились в том и насилующие и насилуемые, что это уродливое отношение людей не только между людоедами и христианами, но и между христианами есть самое нормальное. И вдруг один человек <...> является один среди самых страшных диких, вооруженный вместо пуль и штыков одним разумом, и доказывает, что все то безобразное насилие, которым живет наш мир, есть только старый отживший абсурд, от которого давно пора освободиться людям, хотящим жить разумно...»

Ученый и писатель оказались единомышленниками, собратьями по самой необходимой науке для человечества – науке о том, как жить людям друг с другом.
После смерти ученого Толстой записал в Дневнике 1897 г.: «Читал о действиях англичан в Африке. Все это ужасно <...> Почему же людям, живущим христианской жизнью, не пойти просто, как Миклухо-Маклай, жить к ним, а нужно торговать, спаивать, убивать». Он отмечал с огорчением: «Его у нас не оценили... Ах, что это был за человек!». Спустя десятилетие, в 1906 г., Толстой, по свидетельству Д. Маковицкого, рассказывая о знаменитом путешественнике, заметил: «Миклухо-Маклай непротивление злу проводил на практике. Это никем не замечено, ни им самим»*.

Толстой настоятельно советовал В. Г. Черткову в «Посреднике» издать популярную книжку о Миклухо-Маклае (Т. 85, с. 331); книга была выпущена в 1915 г.**

Впервые письмо Толстого опубликовано в газете «Неделя» (1888, № 15, 10 апреля) на 9 день после смерти известного ученого-путешественника.

ПСС, т. 63.

* Маковицкий Д. П. У Толстого. Яснополянские записки, 29 августа 1906 г. // Литературное наследство. – М., 1979. – Т. 90. –
Кн. 2. – С. 222.
** Короткова Е. Замечательный русский путешественник, друг диких Н. Н. Миклухо-Маклай (Библиотека И. Горбунова-Посадова для детей и юношества).

В публикации использована статья на сайте, посвященном Льву Николаевичу Толстому http://petrovitskaya.lifeware.ru/

Google Buzz Vkontakte Facebook Twitter Мой мир Livejournal Google Bookmarks Закладки Yandex

Добавить комментарий