В работе над книгой, написанной и изданной при поддержке Русского географического общества, также приняли участие ученые из Москвы и Санкт-Петербурга. В основу издания положены архивные документы, путевые заметки и прочие материалы, связанные с путешествиями русских географов по Латинской Америке в XIX – первой половине XX века.В XIX веке Латинская Америка притягивала не только иностранных, но и российских путешественников. И это неудивительно – регион был не только местом, где российские моряки пополняли запасы провизии и пресной воды перед долгим путешествием на Аляску, но и возможным «плацдармом» для расширения сферы геополитического влияния Российской империи.
Однако, если о походах европейских ученых в мире знают достаточно хорошо, то данные о русских экспедициях известны меньше. Хотя именно во время путешествий российских ученых были собраны уникальные коллекции растений и семян, составлены карты, описаны малоизвестные индейские племена. Информация, собранная об особенностях природы латиноамериканских стран и омывающих их побережья океанских водах, послужила впоследствии основой для фундаментальных научных теорий.
«В музее мореплавания чилийского города Вальпараисо есть специальный зал, посвященный морякам, которые огибали мыс Горн. Увы, там нет ни одного материала о российских мореплавателях. Есть подробные карты маршрутов англичан, французов, испанцев. О них сказано очень много. А российских мореплавателей там как будто бы и не было», – рассказал Алексей Наумов в московском Лектории Русского географического общества.
В качестве иллюстраций представлены географические карты тех лет, к которым относятся описываемые путешествия.
Идея написать книгу о вкладе русских исследователей в изучение географии Латинской Америки появилась во время подготовки экспедиции Общества, которая в ноябре 2011 года отправилась в Чили и Уругвай. Одной из целей этого путешествия был сбор информации о работе отечественных географов и ученых-естествоиспытателей в Южной Америке в XIX–XX веках. Этот временной интервал выбран не случайно: в 1803–1804 годах Иван Фёдорович Крузенштерн и Юрий Фёдорович Лисянский совершили первое русское кругосветное плавание, обогнув Южную Америку. А заканчивается он путешествиями по Латинской Америке выдающегося биолога и географа, президента Географического общества СССР Николая Ивановича Вавилова в 1930-х годах.
В книге говорится о результатах экспедиций и о том, как проходили путешествия таких исследователей, как Фёдор Петрович Литке, Фёдор Петрович Врангель, Отто Евстафьевич Коцебу, Георгий Иванович Лангсдорф, Александр Иванович Воейков, Николай Николаевич Миклухо-Маклай и многих других.
Записи по дням
«Во время экспедиции путешественники вели дневники. Несмотря на солнце, дождь, укусы насекомых, то, что в повозке трясет, велись записи. Вечером, когда останавливались на ночлег в крестьянской хижине, переписывали записи уже ровным почерком в путевой журнал. А по возвращении, уже в России, на основе путевого журнала готовили книгу», – говорит Наумов, отмечая, что в настоящее время такой культуре фиксации наблюдений можно только позавидовать.
«Профессионально мне были ближе Вавилов и его соратники. Эмоционально было крайне любопытно вместе с Виталием Николаевичем Танасийчуком, сыном одного из участников «студенческой экспедиции», заниматься их путешествием. С точки зрения понимания величия людей прошлого, безумно интересно было писать про Врангеля, потому что человек всего достиг — он в больших чинах, начальник русских колоний в Америке, а в таком возрасте учит испанский и пересекает Мексику от одного побережья до другого», – отмечает Наумов.
Некоторые использованные в книге архивные материалы впервые стали доступны широкому кругу читателей.
Лихорадка, нелегалы и велосипеды
Экспедиция в Латинскую Америку, даже преследовавшая научные цели, в XIX – начале XX века была рискованным мероприятием, полным опасностей и приключений. И действительно, история почти каждого путешествия российских ученых в регион может составить конкуренцию сюжету захватывающего голливудского фильма.
Например, климатолог Александр Иванович Воейков, чтобы раздобыть деньги на экспедицию, продал одно из доставшихся ему в наследство имений. Во время путешествия по Амазонии ученый заболел желтой лихорадкой, свирепствовавшей в тех краях. Из-за болезни во всем регионе был введен карантин и запрет на выход в море судов. Однако Воейков смог договориться с капитаном одного из небольших кораблей и тайно отплыл в США. Но и здесь его подстерегали злоключения – из-за неблагоприятной погоды рейс затянулся. Правда, нет худа без добра –свежие морские ветра помогли ученому излечиться от лихорадки.
Выдающийся путешественник и естествоиспытатель Георг (Георгий Иванович) Лангсдорф, впервые побывавший в Южной Америке в кругосветном плавании с Крузенштерном, позднее снова вернулся в манившую его Бразилию уже на дипломатическую службу. А в 1826—1829 годах он возглавил уникальную экспедицию по внутренним районам Бразилии. Во время плавания по рекам бассейнов Парагвая и Амазонки на лодках экспедиции был поднят Андреевский флаг. Как следует из дневника учёного, сделано это было, чтобы индейцы видели, что перед ними русская, а не португальская экспедиция. Во время этой экспедиции был собран гербарий из нескольких сотен видов растений и богатейшие этнографические коллекции, а также впервые составлены географические карты многих районов Бразилии.
Вообще же путешествие Лангсдорфа может послужить основой для написания детектива. За отсутствием фотографии рисунок порой был единственной возможностью собирать для дальнейшего исследования этнографический материал. Поэтому сделанные в труднодоступных районах зарисовки туземцев ценились высоко и были, по сути, собственностью экспедиции. Тем не менее, по окончании похода учёного единственный вернувшийся домой рисовальщик отдал не все иллюстрации, и позднее, уехав из России, издавал альбомы с этими материалами.
Полной приключений стала поездка в Южную Америку советского учёного Николая Ивановича Вавилова. Свободно владевшего испанским языком генетика везде считали местным и не спрашивали о паспорте и визе, которых просто не было. Тем не менее, знание испанского не спасло Вавилова от тюрьмы, в которую он все-таки попал. Но не из-за проблем с документами, а из-за обвинения в пропаганде. Во время одной из лекций, прочтенных им в Чили, Вавилов с жаром рассказывал местным жителям об успехах Советов, за что и был задержан полицией.
В Южной Америке в 1914–1915 годах прошла одна из первых студенческих экспедиций. Но из-за начавшейся Первой мировой войны финансирование прекратилось, и пятеро молодых учёных оказались в регионе без средств к существованию; они выбирались в Россию как могли.
Узнать о других экспедициях и приключениях российских исследователей в Южной Америке можно в книге Алексея Наумова «Русские географы в Латинской Америке». Эту работу уже сейчас можно найти в библиотеках отделений Общества, например, в Штаб-квартире Русского географического общества в Москве.
Участники «студенческой экспедиции» — Николай Парфеньевич Танасийчук, Фёдор Артурович Фиельструп, Генрих Генрихович Манизер, Иван Дмитриевич Стрельников, Сергей Вениаминович Гейман
Соавторами книги «Русские географы в Латинской Америке» являются Алексей Станиславович Наумов, Андрей Владимирович Бредихин, Сергей Анатольевич Добролюбов, Вероника Николаевна Холина, историки Борис Николаевич Комиссаров и Александр Иванович Сизоненко. Кроме того, над книгой трудился Дмитрий Вадимович Белов – географ по образованию, сотрудник дипломатических служб России в Латинской Америке, а также специалист в области картографии Диана Владимировна Соколова. Значительный вклад в подготовку книги внес Виталий Николаевич Танасийчук – сын одного из участников «студенческой экспедиции» в Южную Америку в начале XX века.
Источник: Русское географическое общество