Божественное целительство или дьявольское чародейство?


Интересный мне на днях встретился документ религиозного буквализма, или иначе — крайнего экзотеризма. Экзотеризм, в противоположность эзотеризму, придерживается буквы, а не духа Священных Писаний. Из этого текста следует, что не только  в христианстве существуют "борцы за чистоту веры" (полностью текст можно прочитать здесь:"Действительно ли суфийские шейхи входят в контакт с Аллахом?") . Примерно то же самое мне уже говорил как-то один суннитский шейх в Египте. Тогда это меня крайне удивило. До того я думал, что в исламе только сунниты и шииты имеют определенное взаимонепонимание. Суфизм, как я полагал, вне всех этих идеологическо-политических коллизий. Да, и как же может быть иначе? Ведь суфием был Омар Хайям, рубаи которого я обожал еще с детства. А что говорить о знаменитых притчах великого суфийского шейха Идриса Шаха. Интересно  также, что  суфийская традиция была фундаментальным источником вдохновения в творчестве обожаемого мною Хорхе Луиса Борхеса (Giovanna de Garayalde Jorge Luis Borges: Sources and Illumination, London, The Octagon Press, 1978). Или прекрасная суфийская музыка? Разве может она кому-то помешать? Оказалось, что может…

…оказалось, что суфизм не только не принимается «экзотерическими ортодоксами», но и осуждается как сатанизм…

Вот пара характерных отрывков из текста «Действительно ли суфийские шейхи входят в контакт с Аллахом?»:

"Что касается вопроса, входят ли суфийские шейхи в некий вид контакта, то это правда, но это их контакт с шайтаном, а не с Аллахом. Таким образом, они воодушевляют друг друга разукрашенными речами, являющиеся обманом (или путём ввода в заблуждение), так как Аллах говорит: «Таким образом Мы определили для каждого пророка врагов – дьяволов из числа людей и джиннов, внушающих друг другу красивые слова обольщения. Если бы твой Господь пожелал, они не поступали бы так. Оставь же их вместе с их измышлениями». (Скот, 112).

И Аллах Всевышний также говорит: «Воистину, дьяволы внушают своим помощникам…» (Скот, 121).

Когда некоторые из этих шейхов исчезают внезапно на глазах своих последователей, то это результат их контакта с шайтаном, который даже может перенести их в отдалённое место и возвратить обратно, в тот же день или ночь, только чтобы ввести в заблуждение их последователей из людей.
Поэтому, в данном случае важным правилом является не судить о людях по необычным действиям, совершаемым ими. Мы должны судить о них по тому, насколько тесно они привержены Корану и Сунне. Настоящие друзья Аллаха (аулия) не обязательно известны совершением поражающих воображение действий".

Интересная логика, не правда ли? «Если ты принимаешь то, во что верю я — значит ты на верном пути, а если не так веришь, то значит шайтан тебя попутал».

Вспомним, ведь и Иисуса обвиняли в колдовстве религиозные оппоненты.

Известно, что в Евангелиях Иисус предстает  как чудотворец-целитель: «И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех» (Лк, 6:19).

Сам Иисус не только исцелял людей чудесным образом, но учил тому же своих учеников:
«Исцеляйте больных, воскрешайте мёртвых, очищайте прокажённых, изгоняйте демонов. Даром получили — даром давайте» (Мф 10:8).

Традиция исцеления страждущих именем Иисуса Христа распространилась по всей римской ойкумене. Так например, Юстин (Иустин) Мученик (Justinus, нач. II века — 166 г.) во «Второй Апологии» пишет: «Ибо многие из наших, из христиан, исцеляли и ныне еще исцеляют множество одержимых демонами во всем мире и в вашем городе, заклиная именем Иисуса Христа, распятого при Понтии Пилате, между тем как они не были исцелены всеми другими заклинателями, заговорщиками и чародеями, — и тем побеждают и изгоняют демонов, овладевших человеками».

Однако такое толкование чудодейственной силы вовсе не устраивало противников христианства, которые называли его дар чародейством и колдовством.

«Когда привели к Нему бесноватого слепого и немого; и исцелил его, так что слепой и немой стал и говорить и видеть. И дивился весь народ и говорил: не это ли Христос, сын Давидов? Фарисеи же, услышав сие, сказали: Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского. Но Иисус, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит. И если сатана сатану изгоняет, то он разделился сам с собою: как же устоит царство его? И если Я силою веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею силою  изгоняют? Посему они будут вам судьями. Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то конечно достигло до вас Царствие Божие». (Мф., 12:22-28)

Кстати, примерно тоже самое говорится и в Коране: «О, Иса, сын Марйам! Вспомни, как по соизволению моему сделал ты зрячим слепого и исцелил прокаженного, как по воле Моей оживлял ты мертвецов, как отвратил я от тебя сынов Исраила, когда явился ты к ним с убедительными доводами. А те из них, кто не веровали, заявили: "Не что иное, как колдовство явное" (Коран, 5: 110).

Как маг и чародей, Иисус осуждался и в самой талмудической литературе.
Согласно Цельсу (Ориген. Против Цельса, I, 28) и Талмуду (Шаббат 104b) в Египте Иисус обучился колдовскому искусству и посредством него стал творить чудеса. Талмуд к тому же заявляет, что он зашил волшебные формулы себе под кожу. Не указывается, однако, природа его волшебных действий (Tосефта. Шаббат XI, 4; Иер. Шаббат 13d); но, поскольку рассказывается, что ученики Иисуса исцеляли больных «именем Иешуа Пандеры» (Иер. Шаббат 14d; Авода-Зара 27b; Eccl. R. I, 8), можно установить, что автор понимал под чудесами Иисуса то, что было сделано удивительным способом. Отлично по характеру колдовство, приписанное Иисусу в «Toledot'е». Когда Иисус был удален из круга ученых, он, как считают, прибыл тайно из Галилеи в Иерусалим, где проник в Храм, спрятал пергамент, содержащий «неизречимое имя Бога» (Shem ha-Meforash), себе под кожу, вынес его, и затем, удалившись, вынул его наружу и при помощи его стал творить чудеса. Тогда та же волшебная формула была подобны образом похищена Иудой Садовником (персонаж «Toledot'а», передающий Иуду Искариота); он и Иисус стали участниками воздушного сражения (заимствованного из легенды о Симоне Маге), в котором Иуда одержал победу, а Иисус обратился в бегство.

Обвинение в колдовстве часто выдвигалось против Иисуса. Иероним говорит об этом, касаясь еврейских выпадов: magum vocant et Judaei Dominum meum (Письма, LV, ad. Ascellam. I, 196, ed. Vallarsi); Марк, член секты валентиниан, был, согласно Иерониму, уроженцем Египта, и, подобно Иисусу, обвинялся в чародействе (Hilgenfeld. Ketzergesch. P. 370, Leipzig, 1884). Даже среди христианских еретиков находились такие, которые расценивали основателя их религии как мага (Fabricius в Codex Apocr. Novi Testamenti, III, 396). Общественное мнение в Риме обвиняло всех христиан в колдовстве (W. М. Ramsay. The Church in the Roman Empire Before A. D. 170. London, 1897. P. 236, 392.). Апостолы рассматривались в том же самом свете (Acta Petri et Andreae, ed. Bonnet, § 8). Надо заметить, что ни этого обвинения, ни чего-либо позорящего относительно рождения Иисуса нет в канонических Евангелиях. Но эти обвинения появляется в апокрифических сказаниях, например, в Gesta Pilati, II, 1; Acta Pilati, версия B, II, 3; III, 1; ib. I, 1 (magejai; ср. goes estin = «он – чародей»; ib.), Ed. Tischendorf, 2d ed., p. 216, maleficus est; ib. P. 338 (Zeit. Neutest. Wissenschaft, 1901, III, 94), ср.: veneficus = «волшебник» (Evang. Infantiae Arab. Ed. Thilo, § 36). Несколько отлично обвинение, что Иисус соблазнял людей и вводил их в заблуждение (ср.: Bischoff. Deutsches Leben Jesu. P. 20. Leipzig, 1895; ср. Ин 7:12). И, поскольку чародей Валаам, имя которого толковалось как «губитель людей», был со всех точек зрения достойным предтечей Иисуса, последний также назывался Валаамом". (Самуэль Краус "Иисус из Назарета в еврейских легендах")

В свою очередь, целительская, чудодейственная практика не мешала самим экзотерическим христианам обвинять в сатанизме своих оппонентов —   «язычников». В «Первой Апологии» Юстин обличает «язычников» «по вознесении Христа на небо, демоны выставляли некоторых людей, которые называли себя богами: и они не только не были гонимы вами, но и удостоились почестей. Таков быль некто Симон Самарянин, из села, называемого Гиттон: он силою демонов, действовавших через его посредство, во время Клавдия кесаря делал волшебные чудеса в царственном городе вашем Риме, и зато признан богом, и, как Бог, почтен у вас статуей».

Какой можно сделать вывод из всего вышесказанного?

Лишь тот, что пока человек не проникнется Духом Сакральной Мудрости, не перестанет быть идолопоклонником «буквы», он обречен на деструктивное поведение. Он будет громить храмы, взрывать статуи, жечь библиотеки… и такое поведение вовсе не доказательство того, что сама религия (любая) разрушительна. Разрушителен слепой фанатизм. И неважно где это фанатизм себя обнаруживает – в христианстве, мусульманстве или «язычестве». «Дьявол» тут совсем ни при чем… хотя так ли уж ни при чем? 🙂

Google Buzz Vkontakte Facebook Twitter Мой мир Livejournal Google Bookmarks Закладки Yandex

Божественное целительство или дьявольское чародейство?: 17 комментариев

Добавить комментарий