Сердце империи инков

Сердце империи инков

Ирина Назарова, Перу (2006г.)

Cuzco, Plaza de Armas

Источник: http://www.tiwy.com

Из всех древних миров цивилизация инков оставила самый заметный след на Южноамериканском континенте, а Перу до сих пор называют «страной инков». Самое привлекательное место для туристов всего мира — руины на горе Мачу-Пикчу и город Куско, столица древней империи Тауантинсуйю.

Куско и окрестности.

Cuzco, Plaza de Armas

Чтобы лучше понять и увидеть Куско, надо немного окунуться в историю.

Родоначальники династии Инков появились в районе Куско примерно в 1200 году. Существуют как минимум две легенды о появлении инков. Самая известная рассказывает о том, как Манко Капак и его сестра-жена вышли из безбрежных вод озера Титикака, расположенного на перуано-боливийском высокогорье. Эта легенда была записана хронистом-метисом Гарсиласо де ла Вега. По мнению современных историков, он несколько трансформировал старинный миф на европейский вкус.

Вторая же легенда, менее известная широкой публике, по мнению авторитетной исследовательницы истории инков Марии Ростворовски, гораздо ближе андской мифологии. Она рассказывает о четырех братьях Айяр — Учу, Манко, Качи и Аука, которые некогда жили в пещере на горе Тамиботоко, рядом с древним поселением Пакариктамбо (в переводе с кечуа, языка инков, — «дом рассвета»), что в 33 км от Куско.

И вот четыре брата Айяр в сопровождении своих четырех сестер-жен вышли из пещеры Капак-Токо в поисках лучшей земли для жизни. Несколько лет длилось их путешествие, прерываемое то войнами с местными племенами, то ссорами между братьями, так что в конечном итоге один лишь Айяр Манко добрался до того места, где был построен Куско. Именно он, по легенде, стал прародителем династии Инков, изменив свое имя на Манко Капак.

Братья Айяр — герои мифов. Об исторически реальных людях можно говорить, только начиная с Виракочи, отца легендарного инки Пачакутека, с которым связана прошлая история Куско.

Пачакутек (тогда его звали Куси Юпанки) был одним из сыновей Инки Виракочи, не самым любимым, но уже известным умом и отвагой. Несмотря на это, после одной не очень удачной военной кампании, Виракоча передал правление своему другому сыну — Урко, сам же удалился в свой дворец в Калька недалеко от Куско.

Урко с удовольствием начал наслаждаться всеми привилегиями своего положения, забыв о государственных делах. Такое поведение нового правителя вызвало недовольство военных руководителей, которые предпочли бы видеть на этом месте Куси Юпанки.

Политическая напряженность и социальные проблемы, вызванные неспособностью Урко управлять, совпали с решением главных врагов инков — чанков — напасть на Куско. В то время инки еще не были столь могущественны, и чанки вполне могли померяться с ними силой. Урко не готов был защищать свой народ от врага и вместе с отцом и многочисленным семейством бежал в город Чита. И только молодой Куси Юпанки, поддержанный преданными ему военными, встал на защиту столицы.

Положение было тяжелым. Куси Юпанки попросил помощи у племен-союзников, но те, помня о предательстве Урко и Виракочи, не решились поддержать защитников Куско. Оставалось рассчитывать на свои силы. Когда правители чанков узнали, что в Куско остался лишь молодой принц, они направили ему издевательское послание: мол, даем тебе три месяца на то, чтобы собраться с силами, иначе нам неинтересно воевать с тобой. Однако когда захватчики в беспорядочной атаке, надеясь на защиту своего божества Усковилка, которого они несли перед собой, как знамя, напали на Куско, их встретил неожиданно хорошо организованный отпор. И все же силы были неравны. Когда ряды защитников Куско стали катастрофически таять, главный жрец Солнца Топа Уанчире принял решение: нарядить камни в полное военное обмундирование, чтобы враги издалека приняли их за реальную армию и испугались. И вот, как гласит легенда, когда Куси Юпанки издал воинственный клич, камни превратились в реальных воинов и обратили врагов в бегство. А уж когда сам принц захватил Усковилка, «обезглавленные» чанки бросились в бегство.

Конечно, можно верить и легенде, в которой оживают камни, но, скорее всего, молодой принц противопоставил многочисленному войску противников свое военное и организаторское искусство. После такой блестящей победы авторитет Куси Юпанки еще больше возрос, и ему дали имя Пачакутек (на языке кечуа — «тот, кто изменяет мир»).

Казалось бы, теперь Пачакутек должен был бы стать Великим Инкой. Но Виракоча никак не хотел передавать ему этот титул, более того, вместе с Урко подготовил против принца заговор. И тогда Пачакутеку пришлось противостоять брату Урко с оружием в руках. В итоге, Урко был казнен, а Пачакутек, как того и заслужил, назван новым Великим Инкой.

В этой истории проявились все те черты, которые сделали Куси Юпанки великим: необыкновенные организаторские способности, жесткость и одновременно гибкость в решении важных вопросов, огромные амбиции и точное знание своих целей и способов из достижения. И очевидно, что Пачакутек был харизматичным лидером.

Время правления Пачакутека (1438—1471), его сына Тупак Инка Юпанки (1471—1493) и внука Уайна Капака (1493—1527) стало золотой эрой Империи. Именно в этот период страна достигла своего максимального развития и в территориальном, и в политико-экономическом плане.

Пачакутека не зря назвали «изменяющим мир»: благодаря его нововведениям Империя Инков стала великой. Прежде всего он значительно расширил свои владения, завоевав ближайших соседей. Мудрость Инки заключалась в том, что прежде чем применить оружие, он часто старался решить вопрос политически, предлагая тому или иному племени мирно присоединиться к Империи. И нередко такая «бескровная» политика давала результат. Для того чтобы держать под контролем новых жителей Империи, применялись разные методы, в зависимости от ситуации. В случае активного сопротивления инкам главу племени, естественно, казнили, а на его место назначали либо «кураку» из инков, либо представителя другого, лояльного инкам, племени, что было предпочтительнее. При мирном решении вопроса глава племени оставался со всеми своими привилегиями, либо его забирали в Куско, где обучали, иногда женили на одной из «дочерей солнца», тем самым превращая бывшего противника в верного союзника-заложника. Несмотря на жесткую иерархию в инкской верхушке, Пачакутек первый ввел понятие «инков по привилегии», которым мог стать любой человек, верно служивший Империи, даже иноплеменник.

Чтобы управлять все более разраставшейся территорией, Пачакутек использовал три основных правила. Во-первых, он создал разветвленную и поддерживаемую в идеальном состоянии дорожную сеть, включающую также мосты и «тамбос» — места, где находились огромные хранилища для продуктов питания, оружия, одежды и где путешественники могли передохнуть и поесть. А преодолевать порой приходилось по 240 км в день. Следующий важный момент — язык кечуа вводился на всех завоеванных территориях как официальный, но при этом родной язык племени не был отменен. Так же поступали инки и с религией: поклонение Солнцу было обязательно на всей территории Империи, но и местные культы не запрещались. Ну и главное — строгая административная система, контролирующая все сферы жизни и руководимая из центра. Этими мерами решались три важнейшие проблемы: географическая, языковая и организационная.

Новым задачам должна была соответствовать и новая столица. И Пачакутек взялся за преобразование Куско. Город был значительно расширен. Чтобы решить вопрос с перераспределением воды, была проведена обширная сеть каналов. Были построены многочисленные хранилища для продуктов питания, новые храмы и жилые дома. Куско стал одним из крупнейших городов древности.

Куско в переводе с кечуа означает «пуп земли». Именно отсюда, от центральной площади города, воображаемыми линиями Империя делалась на четыре района, и отсюда же выходили все дороги. Перефразируя известную поговорку, можно без преувеличения сказать, что все дороги Империи инков вели в Куско.

Современный вид центральной площади Ночной Куско Ночной Куско

Ну а сердцем города и главным детищем Пачакутека был храм Солнца Интиканча. Скромный маленький храм, построенный предшественниками, Пачакутек превратил в монументальное, внушающее трепет сооружение. Конкистадоры рассказывали, что все стены храма были покрыты золотыми пластинами и инкрустированы драгоценными камнями. Поэтому храм также называли Кориканча, что на кечуа означает хранилище золота. Также в храме хранились и главные идолы со всех завоеванных провинций, что имело двойной смысл. С одной стороны, это был и знак уважения к данной религии, а с другой — идолы оказывались в роли заложников в случае неподчинения инкам того или иного племени.

Пачакутек первый возвел культ Солнца в ранг государственной религии. До этого главным божеством, создателем всего сущего у инков был Виракоча, в честь которого был назван отец Пачакутека. По инкским понятиям, уже одно имя исключало с его стороны проявление слабостей и тем более трусости. Поэтому, когда будущий Пачакутек один защищал столицу от врагов, жрецы божества Виракочи отказались помогать сыну трусливого правителя, покинувшего священный город Куско в минуту опасности. А помог Куси Юпанка, как мы помним, жрец Солнца. Придя к власти, Пачакутек «отменил» культ Виракочи и вознес культ Солнца. Это также сыграло на руку Великому Инке, т.к. поклонение Солнцу означало и абсолютную власть «сына Солнца».

Церковь Святого Доминика Церковь Святого ДоминикаК счастью, испанцы не захотели, или не смогли, полностью стереть с лица земли храм Кориканча, а перекрыли его монастырем и церковью Святого Доминика, сохранив значительную часть сооружения инков, а каменные стены покрыли толстым слоем штукатурки и христианскими фресками. Но инки строили на века, используя, в том числе, разнообразные инженерные хитрости для придания своим постройкам сейсмоустойчивости, что крайне необходимо в такой стране, как Перу.

Кориканча Кориканча Кориканча

Рассказывают (в Перу не всегда можно найти достоверные источники информации), что даже в 20 веке еще не знали о том, что древний храм частично сохранился. И когда произошло одно из сильных землетрясений, Кориканча не просто устоял, но и «сбросил» с себя все лишние наслоения колониального периода, которыми строители Доминиканского монастыря пытались скрыть от глаз «варварство».

Кориканча Кориканча Кориканча

Священный камень Сохранился даже священный камень, на котором во время религиозных ритуалов жрецы приносили в жертву черную ламу.

Самый маленький камень

А в одном из помещений экскурсоводы любят показывать самый маленький камень, который строители использовали, видимо, в качестве «заплатки».

12-гранник

Увы, по вине конкистадоров, а вовсе не природных катаклизмов и течения времени, практически больше ничего из доколумбовых строений в Куско не осталось, лишь отдельные фрагменты, в том числе части стен, которые до сих пор поражают нас идеальной кладкой каменных блоков. К тому же почти все постройки колониального периода сложены из инкских камней, как самого идеального строительного материала, а многие даже возведены на фундаментах инкских построек.

На мой взгляд, Куско — очень красивый город.

Улочки Куско Улочки Куско Улочки Куско Улочки Куско
Iglesia de la Compania de Jesus Кафедральный собор

Красные черепичные крыши и веселые резные балкончики
Красные черепичные крыши и веселые резные балкончики

Когда прилетаешь сюда из всегда сероватой Лимы, город кажется прозрачным, пронизанным солнцем и, хотя и бедным кислородом, но каким-то вкусным воздухом. Красные черепичные крыши и веселые резные балкончики смягчают каменную тяжесть города и придают ему легкость. По этому небольшому городу можно гулять бесконечно, в каждом здании находя свою изюминку.

Красные черепичные крыши и веселые резные балкончики Красные черепичные крыши и веселые резные балкончики Красные черепичные крыши и веселые резные балкончики

Конечно, сейчас город полностью ориентирован на туристическую индустрию, даже индейцы в национальных нарядах и дети с ламами и ягнятами позируют исключительно за деньги, а на улицах туристов больше, чем местных жителей, но это нисколько не умаляет очарования Куско.

Чай из коки Семейная прогулка Праздничная процессия
Потомки инков Юная модель

В ближайшем окружении столицы, к счастью, сохранилось довольно много имперских построек.

Сельская идиллия Священный источник Тамбомачай — одна из загадок инкского строительного искусства. В этой «загородной резиденции» инков царил культ воды. Круглый год по каменным желобам течет кристально чистая вода, количество которой почему-то не зависит от времени года. Исследователи до сих пор не нашли этот вечный источник.

Тамбомачай Пукапукара Пукапукара

Кенко

Еще одно примечательное местечко, где проводились ритуалы в честь Солнца, Луны и других космических божеств — Кенко, где самое интересное — это выдолбленное в скале подземное помещение с бальзамическим столом. На этом столе проводили мумификацию, а возможно и приносили человеческие жертвы. Небольшие зигзагообразные желоба служили для гадания с помощью священной чичи или крови принесенного в жертву животного.

Кенко Кенко Кенко

Саксайуаман

Но самая интересная постройка рядом с Куско — Саксайуаман. Как известно, в плане Куско напоминает пуму, так вот Саксайуаман является головой пумы. Саксайуаман знаменит циклопическими каменными блоками, отдельные из которых весят больше 100 тонн. Кстати, архитектура инков была, если так можно сказать, очень аскетичной. Они практически никогда не украшали свои строения барельефами или какими-то другими «художествами». Но почему-то, когда смотришь на эти идеально обработанные каменные глыбы, невероятным образом подогнанные друг к другу, понимаешь, что в этом и заключается эстетическое совершенство, не требующее никакого иного украшения.

Саксайуаман

Долгое время Саксайуаман считали крепостью. Это недоразумение возникло, скорее всего, из-за того, что Инка Манко укрывался за его стенами, пытаясь противостоять испанцам. Но на самом деле это был церемониальный центр, построенный Пачакутеком для чествования своего сына: Тупак Юпанки знаменит своими военными победами, самая значительная из которых — над чиму. Царство чиму было самым мощным в период завоеваний инков, и падение Чан Чана было окончательным подтверждением полного превосходства инков. Внук Пачакутека Уайна Капак, расширив Империю до максимальных границ, этим тоже вписал свою страничку в историю Великой Империи, но он же невольно поставил в ней точку.

Саксайуаман Саксайуаман Саксайуаман Саксайуаман

Произошло это в 1527 году. Уайна Капак находился в Кито, когда до него дошли слухи о странных «пришельцах», вступивших на территорию Тауантинсуйю, а вскоре последний Великий Инка оказался жертвой то ли оспы, то ли кори, эпидемии которых косили миллионы индейцев, не имевших иммунитета к этим болезням. Внезапная смерть вождя, вкупе с другими факторами, помогла конкистадорам в их легкой победе над «детьми Солнца».

Священная долина инков.

Священная долина инков Священная долина инков

Долина реки Вильканота недаром называется священной долиной инков. Ее необыкновенно плодородные земли кормили большую часть империи, а часть продуктов оставалась и на продажу. Не было, наверное, ни одного клочка невозделанной плодородной земли, в том числе и на склонах.

Террасы по дороге в Писак

Некоторые террасы, созданные на века, до сих пор используются местными крестьянами.

Священный источник в Ольянтайтамбо

В долине сохранилось много сооружений как культового, так и бытового назначения. В том числе — «tambos», своего рода лагеря, где путешественники могли передохнуть и поесть. Надо отметить, что в Империи не было праздных путешественников. В путь отправлялись лишь те, кто выполнял определенную государственную задачу, поэтому им всегда были гарантированы отдых, защита и еда. А воины могли пополнить запасы оружия и одежды. Благодаря большому количеству хранившегося продовольствия, никакие природные катаклизмы не могли вызвать в стране голод. Испанцы подсчитали, что на таких запасах инки могли бы продержаться не один год.

Храм Солнца в Ольянтатамбо
Храм Солнца в Ольянтатамбо

Самый впечатляющий из «tambos» — Ольянтайтамбо. А главное сооружение в нем — храм Солнца, к сожалению недостроенный из-за прихода конкистадоров. Поражают размеры и идеальная обработка глыб из розового гранита весом 60-70 тонн, высотой 4 м. А самое удивительное, что эти строительные блоки вырабатывались на противоположном склоне долине, в 6-7 километрах от Ольянтайтамбо. Там, а также на пути к храму до сих пор находят уже обработанные, но так и не «дошедшие» до пункта назначения глыбы. Местные жители называют их «уставшие камни» и относятся к ним с благоговейным уважением. Невозможно представить, как человек мог перемещать такие громады.

Ольянтайтамбо Ольянтайтамбо Ольянтайтамбо
Ольянтайтамбо Ольянтайтамбо Ольянтайтамбо

Еще один знаменитый город долины — Писак. Здесь сохранилось много построек религиозного и хозяйственного значения, а также самые живописные террасы. Современный же Писак знаменит своим рынком, самым изобильным во всей долине, а может быть и во всем Перу. Здесь можно купить все: от разнообразных сувениров из керамики, тыкв, шерсти альпаки до сушеных листьев коки, чаем из которой туристы пытаются спастись от горной болезни.

Ночной рынок в Чинчеро Ночной рынок в Чинчеро Дорога в древний Писак
Писак Писак Писак

Мачу-Пикчу

Долина Урубамбы

Конечно, главный и самый желанный пункт у путешественников — Мачу-Пикчу, гора с руинами города, построенного, как считают, при великом Пачакутеке. О Мачу-Пикчу написано так много книг и туристических отзывов, что все, что бы я не написала, будет повтором.

По моему мнению, самое главное достоинство Мачу-Пикчу — его неповторимая красота. Эстетизм инков достиг своего максимума при создании этого совершенного города. Поражает гармония строгих геометрических архитектурных форм и плавных линий гор и долин, окружающих Мачу-Пикчу. С какой бы точки не посмотреть на город, — он идеально вписывается в пейзаж. И неудивительно, что сюда приходят люди не только за знаниями и впечатлениями, но и за духовной энергией: именно здесь ищут мистическую связь с космосом.

Поезд в Мачу-Пикчу Зеленый тоннель Домик смотрителя

Поэтому я предлагаю просто насладиться красотой хотя бы в той степени, в которой ее могут передать непрофессиональные фотографии.

Мачу-Пикчу
Мачу-Пикчу Мачу-Пикчу Мачу-Пикчу
Мачу-Пикчу Уайна-Пикчу Дренаж
Дренаж Вид из окна Вид из окна Мавзолдей инки
Интиуатана Источник космической энергии Храм трех окон
Храм трех окони Священный камень Священный камень
Каменоломня Террасы Террасы

В заключение — практические советы.

Хочется дать несколько советов тем, кто собирается в эти края.

Планировать эту поездку лучше в сухой сезон — с апреля по ноябрь, т.к. в период дождей, в лучшем случае, вы будете наслаждаться видом Мачу-Пикчу сквозь дымку дождя, а в худшем — не попадете туда и вовсе, если горный серпантин окажется непроходимым для автобуса от Агуас-Кальентес. Такое редко, но случается.

Довольно ощутимая высота в Куско (3399 м) может непредсказуемо отразиться на вашем организме. Кто-то легко адаптируется, но некоторые путешественники чувствуют себя очень плохо, так что не помешает запастись таблетками от горной болезни, которые в Перу продаются, думаю, в каждой аптеке, и первую выпить еще в самолете. Можно облегчить акклиматизацию, если первую ночь провести либо в долине (например, в Ольянтайтамбо), либо в Агуас-Кальентес, которые находятся значительно ниже. Во втором случае вы выиграете еще несколько часов для Мачу-Пикчу и даже можете застать там рассвет (говорят, необыкновенно красивый). И не забудьте как крем от загара, так и теплые куртки, т.к. в горах перепады температур очень большие, а солнечная радиация высокая.

Для того чтобы успеть посмотреть все исторически значимые места, необходимо минимум 3 дня. Но и их недостаточно, чтобы обойти все великолепные церкви, музеи, да и просто улочки Куско.

Куско Улочки Куско Улочки Куско

Я бы посоветовала оставить еще один день только для прогулки по городу. В целях удобства и экономии необходимо купить 2 туристических билета, дающих право посещения разных достопримечательностей. В один включены около полутора десятков исторических мест в окрестностях Куско и несколько не самых интересных музеев, а в другой — лучшие музеи и церкви города.

Ну а если у вас достаточно времени и вы хорошо подготовлены физически, идеальная форма узнать сердце Империи — пройти до Мачу-Пикчу по дороге Инков. Самый короткий маршрут длится 3 дня, но по пути можно увидеть множество строений инков, великолепные пейзажи и получить необыкновенный заряд положительной энергии.

Рынок в Тамбомачай

Не хотелось бы быть занудной, но категорически не советую брать с собой в Москву листья коки. Ведь если даже вы будете в перуанской футболке с популярной надписью «Hoja de coca no es droga» (Лист коки — не наркотик), наши таможенники этого не поймут, и вы можете попасть под статью о нелегальном ввозе наркотиков.

Лучше возьмите с собой безобидные, но очень красивые перуанские сувениры и воспоминания на всю жизнь о необыкновенном путешествии.

2006 г.

Google Buzz Vkontakte Facebook Twitter Мой мир Livejournal Google Bookmarks Закладки Yandex

Добавить комментарий