ОЧЕНЬ ОЧЕНЬ показательная и поучительная дискуссия. И только не надо сразу обвинять во всех "смертных грехах" РПЦ. Не православие, не коммунизм, не какая-либо иная благая идея или организация суть зло. Зло — люди без любви в сердце. А ведь в Евангелии так и написано, что узнать о присутствии Бога в человеке можно только по наличию или отсутствию любви в сердце.
"Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога.
Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь" (1-е послание Иоанна, 4:7,8).
Люди, исполненные ненавистью к иноверцам, к тем, кто не умещается в примитивное прокрустово ложе их "однозначных" и "не подлежащих обсуждению" "догматов", их узколобой "праведности" и "правильности", не раз разжигали кровавые войны, отправляли невинных на костры или обрекали на изгнание инакомыслящих.
Всем хорошо известно выражение "О, святая простота" (O sancta simplicitas). Эти слова произнес Ян Гус — национальный чешский герой, которого "радетели" за чистоту веры сожгли на костре. "Святая простота" — это одна благочестивая старушенция, которая подбросила дровишек в костер, чтобы "окаянный еретик" поскорее сгорел.
Прокрустов хватало во все времена, во всех религиях. И православие здесь, увы, не исключение.
Идиотов хватает повсюду. И дай Бог, чтобы власть никогда не попадала в руки "правоверных" идиотов.
А вот и сама ТЕМА (источник: www.newsru.com/religy/24feb2011/bg.html):
Известный русский рок-исполнитель попал под "суд". "Процесс" был организован Миссионерским отделом Тульской епархии Русской православной церкви. Борис Гребенщиков был назван "оккультистом", "неправославным" и "экуменистом".
Все концертные фото БГ здесь: blog.curanderos.ru/tvorcheskij-vecher-bg-v-kapelle/
Против выводов "суда" выступили, между тем, общественные активисты и даже православные священники. Не поддержав некоторые "восточные крены" БГ, они сочли неприемлемой организацию подобных "судебных процессов".
"Судом" было названо необычное мероприятие, прошедшее накануне в Тульском городском Миссионерском центре РПЦ, целью которого было выяснение религиозно-философских взглядов самого известного российского рок-барда и музыканта Бориса Гребенщикова.
Всем пришедшим было предложено стать своего рода "присяжными" по "религиозно-философскому и творческо-музыкальному делу Гребенщикова Бориса Борисовича". Материалы дела (многочисленные интервью, аудиозаписи песен видеозаписи многочисленных концертов) были предложены сотрудниками Миссионерского отдела. Они же стали и экспертами в области религиоведческих проблем, сообщает "Благовест-инфо" со ссылкой на РИА "Днестр".
В результате двухчасового исследования творчества и интервью Гребенщикова независимое жюри вынесло свой "вердикт".
1.Является ли Гребенщиков Б.Б. православным человеком? — Нет.
2. Является ли Гребенщиков Б.Б. по своим религиозно-философским взглядам экуменистом и последователем движения нью-эйдж? — Да.
3. Является (или являлся) ли Гребенщиков практикующим оккультистом? — Да.
4.Является ли Гребенщиков Б.Б. последователем учений тоталитарных сект и культов? — Нет.
5. Является ли творчество Гребенщикова Б.Б. после середины 90-х годов прогрессом с точки зрения искусства? — Да.
Сотрудники Миссионерского отдела определили цель мероприятия как "попытку научения околоцерковных людей умению самостоятельно оценивать жизненную философию и религиозные взгляды того или иного художника, которые он транслирует в своем творчестве".
Данная позиция околоцерковных деятелей вызвала волну возмущения в среде священников и православных активистов.
С письмом по поводу "процесса" к его организаторам обратился известный православный миссионер, настоятель московского храма во имя Сошествия Святого Духа, духовный наставник рокеров, игумен Сергий (Рыбко). "С недоумением прочитал о "миссионерском мероприятии" Тульской епархии и о результатах тамошнего "суда" (обсуждения) творчества Бориса Гребенщикова и его воззрений", — пишет священник.
"Недоумение вызывает, прежде всего, вопрос — зачем и кому это надо? Впрочем, вы говорите, что пытаетесь научить молодежь самим разбираться, "отличать добро от зла в творчестве и жизни известных поэтов и музыкантов", — говорится в обращении.
"Не могу говорить о ваших уже прошедших мероприятиях, остановлюсь на последнем, посвященном Борису Гребенщикову, где он был назван после "голосования"(!): "экуменистом", "оккультистом" и "неправославным", — пишет Сергий (Рыбко), отмечая, что у Гребенщикова "есть вещи, между прочим, более даже православные, чем некоторые произведения Пушкина. Например, "Серебро Господа моего" и др. Они прозвучали на всю Россию в такое время, когда вера православная преследовалась властью".
Эти сочинения БГ, по словам священника, "заставили задуматься о смысле жизни и вере миллионы русских юношей и девушек". "Если из этих миллионов хотя бы сотни, хотя бы десятки в конечном итоге пришли в Православную церковь – какой это уже великий плод!" — восклицает игумен, добавляя, что к Церкви благодаря БГ пришли тысячи.
"Я знаю некоторых из них лично. Деятельность многих ли из вас, досточтимые отцы, братия и сестры, принесла подобные плоды?" — спрашивает священник.
"В Евангелии описан случай, когда ученики Господа пытались запретить проповедовать некоему, который "не ходил с ними" (цитата). Господь не одобрил их ревность, сказав, что кто не против вас, тот за вас.
Православный ли Борис? С точки зрения строгости канонов, ответ не так прост, как получается у вас. Во-первых, БГ крещен в православную веру, во-вторых, считает себя православным, о чем неоднократно говорил и мне в личных встречах, а также не раз заявлял о этом публично, отвечая на вопросы журналистов. В-третьих, Борис имеет духовного наставника, канонического священника Русской православной церкви, которого я знаю лично и у которого он исповедуется и причащается", — рассказывается в обращении Сергия (Рыбко).
"При всем этом Борис не скрывает своего многолетнего интереса к восточным учениям и философии. Конечно же, я, как православный священник, одобрить этого не могу. Но и экуменизмом называть это, на мой взгляд, было бы поспешно.
На мой взгляд, Борис еще только идет к подлинному православию (как, впрочем, и иные многие наши рокеры) и к единоспасительной святой вере нашей и Церкви. Однако же дух православия в его мировоззрении и творчестве является преобладающим и неотъемлемым, и за последние годы это усиливается. Мало того, творчество Бориса интересно своей искренней устремленностью к православию. Всякий ищущий находит. Как русский "поэт-бродяга", он то ближе к православию, то отступает от него. Но ведь он же еще не умер, это же живой человек! Господь пришел спасти грешников, и христианство — это религия кающихся разбойников, мытарей и блудниц, а не самодовольных праведных фарисеев. А мы с вами не отступаем ли ежедневно от православия? Не знаю, как вы, а я нередко отступаю, несмотря на мой священный сан", — пишет священник.
"Уважаемые отцы! Оставьте, пожалуйста, Бориса! Дайте самому ему определиться! Ваш поспешный инквизиторский суд слишком жесток! К счастью, это только суд Миссионерского отдела, а не суд священноначалия. Если под ваши принципы подвести известных русских поэтов и писателей, почти у всех них обнаружится "ересь". Пушкина я уже упоминал. Лермонтов также небезупречен, поэты серебряного века вообще, по-видимому, "сатанисты", а очень похожий с БГ убитый чекистами верующий христианин Есенин, конечно же, по вашим меркам "далек от православия" и заслуживает только геенны огненной", — говорится в послании.
"Жестоко осуждая Бориса, вы также отталкиваете от Православной церкви миллионы почитателей его творчества, большинство из которых являются думающими интеллигентными русскими людьми. И насколько я знаю эту среду, а поверьте, я хорошо ее знаю, в их мировоззрении преобладают как раз христианские (православные) взгляды, а некие восточные изыски Бориса воспринимаются лишь как "творческие оригинальные поэтические приемы", да и то таковых ныне весьма немного.
Подумайте теперь, уважаемые отцы, делаете ли вы что-нибудь доброе, расставляя, как вы считаете, точки над "i". Не слишком ли большую берете на себя ответственность, не боитесь ли вы Бога, отталкивая миллионы людей, идущих к православию вместе с Борисом? И не лучше ли вам отказаться от этой бесполезной затеи и просто извиниться перед Борисом за ваш по сути публичный "суд", который вас никто не уполномочивал устраивать и уж тем более выносить на нем оскорбительные "решения" путем "демократического голосования" (...) самозваных "присяжных заседателей" "вкупе с народом".
Осмелюсь напомнить вам содержание хартии, которую держал в руках усопший преподобный Виталий: "Мужи александрийские! Не судите никого прежде суда Божия!" "Не судите, да не судимы будете", — говорится в письме игумена Сергия (Рыбко).
Свой комментарий по поводу суда дал также координатор Союза православных братств РПЦ Юрий Агещев.
"Господа! Полагаю, жизнь покажет, кто есть кто. Нередко и "настоящие православные" оказываются иными... Да, Борис совмещает "символику восточную" на сцене и т.д. Есть и иные перегибы, которые не согласуются с заветами Святых Отцов. Так молитесь о нем и о себе! "Слышишь, небо становится ближе", — спел когда-то Борис, тогда, когда за сие не жаловали. Спел и еще много чего о поиске и вере! Так, может, у него особый путь в православие, настоящее православие "без примесей"? Все мы на пути и лишь идем ко Христу и к православию как к единой спасительной вере!" — пишет Агещев.
"Посему будем не критичны, а братолюбивы. А Борис — наш брат и замечательный человек. Говорю это не понаслышке, знаком с ним много лет. А за Бориса молятся многие, и Бог сие видит. Ко всему, лукавствующим, кто есть БГ, может (коли захочет) ответить священник отец Алексий В. (наш общий друг) — который его причащал и исповедовал. Но сие дело личное. Говорю это просто в ответ. Посему не судите прежде суда Божия!" — говорится в обращении представителя Союза православных братств.
Свою позицию в отношении "дела" Гребенщикова высказал и известный сектовед Александр Дворкин, написавший ответ игумену Сергию (Рыбко). Вот текст этого письма:
"С удивлением прочитал Ваше обращение к руководителю и сотрудникам Миссионерского отдела Тульской епархии по поводу рок-музыканта Бориса Гребенщикова и посчитал необходимым ответить Вам.
Во-первых, хочу поблагодарить Вас, что Вы поддержали весьма важную дискуссию о нынешнем статусе этого человека. Она важна, т. к. Борис Гребенщиков является кумиром, образцом и примером для подражания для многих наших соотечественников и любой его поступок или высказанное им мнение реверберируется сотнями тысяч колебаний в душах этих людей.
Поэтому мне кажется, что устроенное Миссионерским отделом обсуждение творчества и воззрений Бориса Гребенщикова было весьма актуальным и своевременным.
Вы жестко упрекаете Ваших тульских собратьев в том, что они констатировали факт неправославия Гребенщикова, когда некоторые его ранние произведения "более даже православные, чем некоторые произведения Пушкина" (надеюсь, все же, что только некоторые, а не вообще все. – А.Л.Д.). Вы пишете, что благодаря этим произведениям тысячи молодых людей пришли к вере и Церкви и Вы знаете некоторых из этих тысяч.
Позвольте, Ваше Высокопреподобие, рассказать Вам о других: о десятках, если не сотнях тысяч нынешних поклонников Бориса Гребенщикова, которые благодаря его творчеству и воззрениям отпали от Церкви (или так и не пришли в нее), увлекшись пропагандируемым им буддизмом или вовсе тоталитарными сектами. Я лично знаю десятки таких людей (а опосредованно – сотни). Их родители звонят нам в Центр св. Иринея Лионского и с плачем рассказывают о попадании сына или дочери в секту, адептом которой называл себя их кумир БГ и которой они благодаря этому заинтересовались.
Вы пишете:
"Православный ли Борис? С точки зрения строгости канонов, ответ не так прост, как получается у вас. Во-первых, БГ крещен в православную веру, во-вторых, считает себя православным, о чем неоднократно говорил и мне в личных встречах, а также не раз заявлял об этом публично, отвечая на вопросы журналистов".
Но также Гребенщиков публично, отвечая на вопросы журналистов, называл себя буддистом. Может ли "с точки зрения строгости канонов" человек быть православным и буддистом одновременно? Гребенщиков неоднократно заявлял, что считает Богом лидера индийской тоталитарной секты Саи Бабу (кроме всего прочего, неоднократно обвинявшегося в заказных убийствах и педофилии). Может ли "с точки зрения строгости канонов" православный человек иметь другого Бога, кроме Пресвятой Троицы? Гребенщиков называл себя учеником и последователем лидера другой тоталитарной секты Шри Чинмоя, хвастался тем, что получил от него религиозную инициацию и новое сакральное имя Пурушоттама (что означает "выходящий за пределы ограничений"). Может ли "с точки зрения строгости канонов" православный человек иметь своим Учителем кого-либо кроме Господа Иисуса Христа, принимать от него посвящение и, отрекаясь от своего святого, принимать другое имя?
Да, Вы правы, "БГ крещен в православную веру". Значит, "с точки зрения строгости канонов", он отпал от нее, о чем, как мы видели, неоднократно заявлял публично, и может вернуться в Церковь лишь после публичного же покаяния в своих заблуждениях и через чин воссоединения с Ней.
И тем более вызывают обеспокоенность Ваши следующие слова:
"В-третьих, Борис имеет духовного наставника, канонического священника Русской православной церкви, которого я знаю лично и у которого он исповедуется и причащается".
Значит ли это, что в нашей Церкви существуют двойные стандарты? Представим себе обычного человека, который придет на исповедь с подобным набором верований в одной отдельно взятой голове. Допустит ли его священник до причастия? Думаю, однозначно нет. Но если этот человек сам "великий Гребенщиков", получается, что обычные каноны Церкви к нему неприменимы? Вот уж воистину человек, "выходящий за пределы ограничений"! Но, увы, наша Церковь не знает таких различий. Перед Господом все равны: богатый жертвователь и неимущая вдовица, неграмотный крестьянин и великий писатель Лев Толстой, глухонемой попрошайка из электрички и известный музыкант. Прелюбодеяние — для всех прелюбодеяние, отпадение — для всех отпадение, предательство — для всех предательство. Разница только в том, что чем выше и влиятельнее человек, тем большую ответственность он несет, ибо своим положением соблазняет многих. Почему Церковь публично объявила об отпадении Льва Толстого, а не каких-нибудь рядовых толстовцев? Потому что именно Лев Толстой в силу своего положения и авторитета в тогдашнем обществе соблазнял очень многих и уводил из Церкви, от Христа, от спасения.
Вы критикуете тульских миссионеров за то, что они назвали воззрения Гребенщикова "экуменизмом". Я тоже думаю, что тут они ошиблись, но совсем по иным причинам, чем Вы. Конечно, Гребенщиков – не экуменист, ведь экуменизм стремится к объединению ХРИСТИАНСКИХ конфессий. Воззрения Гребенщикова весьма далеки от экуменизма. Их правильнее охарактеризовать как оккультно-синкретические, типичные для неоязыческого оккультного движения нью-эйдж, многие последователи которого провозглашают Гребенщикова своим пророком.
Вы пишете о неуместности критики БГ, поминая его былые заслуги. Но Церковь – это не музей восковых фигур мадам Тюссо, куда попадаешь за заслуги и остаешься вечно молодым и недвижимым восковым изваянием. Люди живут и меняются, причем, увы, не всегда к лучшему. И великие подвижники с великими заслугами отпадали от Церкви, и великих умов, приведших многих в Церковь, но затем уклонившихся в лжеучения, отлучали от нее. И чем больше былые заслуги Гребенщикова, тем опаснее его нынешнее состояние, как для него, так и для других, помнящих о его ранних текстах и благодаря ним безоглядно верящих ему, ныне уже совсем другому.
Не понимая, чем Гребенщиков похож, как Вы считаете, на Есенина (разве что разгульным образом жизни, который и погубил крестьянского поэта), позволю себе провести другую историческую параллель. Когда наша Церковь опубликовала документ с горькой констатацией факта отпадения графа Льва Толстого от Церкви, многие реагировали буквально теми же словами, что и Вы:
"Жестоко осуждая Льва Николаевича (в Вашем случае Бориса), вы также отталкиваете от Православной церкви миллионы почитателей его творчества, большинство из которых являются думающими интеллигентными русскими людьми".
Я не сравниваю Гребенщикова с Толстым по масштабам дарования (в наш оскудевший талантами век ставятся совсем иные мерки), но по степени влияния на умы при вездесущности современных СМИ первый значительно превосходит последнего, и, значит, пропагандируемые им взгляды делаются гораздо опаснее.
Вы, заклеймив миссионерскую акцию Ваших тульских собратьев ярлыком "инквизиторский суд", призываете их оставить Гребенщикова в покое, дать ему самому определиться, подчеркивая, что "он же еще не умер, это же живой человек" и может-де еще отказаться от своих заблуждений. Но как же ему от них отказаться, когда десятки, если не сотни православных ласкателей в сане и без сана уверяют его, что он православный человек (ну, может, разве что слегка заблуждающийся), что его взгляды и его жизнь вполне (или почти вполне) совместимы с православием, перед которым он имеет особые заслуги, так как привел в него тысячи людей? Думаю, такой подход опасен не только для тех, кого Гребенщиков соблазняет своими жизнью и высказываниями, но и в первую очередь для самого музыканта, который, не видя необходимости меняться, рискует остаться на всю вечность со своими Саи Бабой и Шри Чинмоем.
А вот предупредить – четко и ясно, без экивоков, умолчаний и иносказаний – Бориса Гребенщикова о несовместимости его позиции и его жизни с православием, с Церковью, со Христом – нравственный долг любого пастыря и христианина. Что и сделали – наконец-то – тульские миссионеры, проявив мужество и не побоявшись нападок и злословия, которые не замедлили на них обрушиться, в том числе и от Вас, досточтимый отче.
В связи с этим последний вопрос: отец Сергий, а Вы проверяете контекст, в котором появляются Ваши высказывания? Например, на сайте, где было размещено Ваше мнение, оно предварялось словами:
"Данная позиция околоцерковных деятелей вызвала волну возмущения в среде священников и православных активистов".
Отец Сергий, Вы действительно считаете Ваших собратьев, сотрудников Миссионерского отдела Тульской епархии, ведущих чрезвычайно важную и очень плодотворную работу, благодаря которой очень многие люди отвращаются от сект и приходят в Церковь, выдерживающих постоянные нападки и угрозы антицерковных и антиобщественных групп и организаций, – Вы действительно считаете их "околоцерковными деятелями"? В отличие от "члена Церкви, православного христианина" Бориса Гребенщикова?
Остающийся в недоумении, Ваш искренний почитатель,
А. Л. Дворкин, профессор, зав. кафедрой сектоведения ПСТГУ".