Альбом: Еврейский Город |
Йозефов - еврейский город в городе – назван по имени короля Йозефа II (Иосифа II), который в 1781 году издал «Указ о терпимости», о правах религиозных меньшинств. Реформы Йозефа II улучшили условия жизни евреев в Праге. Стена вокруг Еврейского города была снесена, а состоятельные евреи расселились по всей Праге. Город превратился в Еврейский квартал (в 1850 году еврейский квартал был административно объединен с Прагой и назван Йозефовым (Josefov)). Еврейский квартал располагается на правом берегу реки Влтавы, рядом с площадью Старого Города.
Пражское еврейское гетто с давних пор было овеяно множеством легенд, прежде всего связанных с таинственными историями о Големе. Считается, что Голем был создан для защиты еврейской общины, которую оживил великий рабби Лёв.
Альбом: Еврейский Город |
«При короле Рудольфе II жил в Еврейском Городе рабби Иегуда Лев бен Безалел, муж ученый и опытный. Он был высокого роста, и потому его называли «великим рабби». Он был глубоко сведущ не только в Талмуде и кабале, но и в математике и астрономии. Многие таинства природы, скрытые от простых смертных, ему были известны. Известно было ему и нечто высшее, так что люди дивились силе его волхвования»*.
*А. Ирасек СТАРИННЫЕ ЧЕШСКИЕ СКАЗАНИЯ О СТАРОЙ ПРАГЕ
«Однажды рабби по наущению Всевышнего пришел вместе с зятем Ицхаком и учеником Якобом на берег Влтавы. Под чтение псалмов он слепил из речной глины фигуру, которую назвал Големом, что в переводе с иврита означает «глыба». Затем каждый из участников этого дела семь раз обошел вокруг глиняное изваяние, произнося магическое заклинание, поклонился четырем частям света.
Последней операцией стало вставление в лоб великана пластинки «Шем» («Имя») с магическим шифром, благодаря которой Голем оживал и мог выполнять приказы хозяина. Однажды, дело было в субботу, когда рабби ушел на службу в синагогу, его жена решила использовать глиняного человека на домашней работе. Но тот взбунтовался и стал яростно крушить все вокруг. Неизвестно, чем бы это закончилось, если бы одна из поврежденных им стен не обрушилась и не придавила буяна, у которого лопнуло тело. Его реставрировали, стянув части металлической лентой. Однако после происшедшего нрав Голема резко ухудшился. Он превратился в погромщика. И тогда гиганта пришлось лишить «Знака жизни» и обратить в прах, который погребли под кирпичным фронтоном Староновой синагоги.
Альбом: Еврейский Город |
Староновая синагога
Считается, что эта популярная легенда подарила Карлу Чапеку идею драмы «РУМ», в которой она вывел образ искусственных людей, назвав их роботами. И этот термин, с легкой руки писателя, зашагал по миру»*.
Татьяна Яровинская. Прага.
Знаменитый австрийский писатель Густав Майринк также обращался к образу Голема (Der Golem, 1914). Сам Майринк прожил в Праге двадцать лет. Прага является местом действия для ряда его произведений, таких как роман «Голем», «Вальпургиева ночь», а также играет важную роль в самой важной части романа «Ангел западного окна».
Тема Голема весьма популярна в Праге. Здесь, рядом с Майзеловой синагогой есть даже ресторанчик «Голем».
Альбом: Еврейский Город |
В ресторане уютная атмосфера и отличная кухня. Среди прочего я там ел чудесный пикантный суп «Эликсир жизни». Из угла на вас смотрит вполне дружелюбный Голем
Альбом: Еврейский Город |
Как пошутил один хороший человек — на этом фото рядом с Големом лежат рецепты его приготовления:
Альбом: Еврейский Город |
Вообще ныне хорошо всем известный «туристический» образ Голема был придуман Карлом Бёзе и Паулем Вегенером, снявшим в 1920 году немой художественный фильм эпохи киноэкспрессионизма — «Голем, как он пришёл в мир» (нем. Der Golem, wie er in die Welt kam).
Альбом: Еврейский Город |
Альбом: Еврейский Город
Часы на ратуше в Еврейском городе
Альбом: Еврейский Город |
Ратуша интересна необычными часами в тимпане над северным фасадом, что появились в 1765 году после реконструкции. На их циферблате – буквы древнееврейского алфавита. Известно, что в иврите письмо (чтение) осуществляется справа налево. Вот и на этом циферблате стрелки движутся в обратном направлении, как говорится, против часовой. Словно приглашая заглянуть в прошлое и увидеть события, что имели место в стародавние времена. Эти часы когда-то заставили Поля Верлена, посетившего Прагу, восхищенно воскликнуть: «Это единственный в мире город, где течет время вспять!»*.
*Татьяна Яровинская. Прага.
Удивительная по красоте Испанская синагога. Ее витражи, роспись и узоры – как мистический портал в иное, божественное измерение.
Альбом: Еврейский Город |
Статуя Моисея, отлитая Ф. Билеком в стиле модерн.
Альбом: Еврейский Город |
Староновая синагога – самый старый памятник пражского Еврейского Города и одна из самых старых сохранившихся синагог в Европе. Уже более 700 лет она служит главной синагогой пражской еврейской общины. Синагога была построена в XIII веке. По одной из легенд считается, что на ее чердаке хранятся остатки Голема.
В центре главного зала находится возвышение с подставкой для чтения Торы (бима, алмемор), отделенное позднеготической решеткой.
Альбом: Еврейский Город |
Высокая древняя хоругвь (XV век), символ выдающегося положения пражской еврейской общины.
Альбом: Еврейский Город |
Во время богослужения одно место, расположенное справа от алтаря, некогда принадлежало раби Лёву. На него не разрешается садиться никогда никому.
Альбом: Еврейский Город |
Место №1
Альбом: Еврейский Город |
Альбом: Еврейский Город |
Надгробие рабби Лёва на Старом еврейском кладбище (скончался в 1609 году)
Альбом: Еврейский Город |
Альбом: Еврейский Город |
Старое еврейское кладбище
Альбом: Еврейский Город |
Альбом: Еврейский Город |
Альбом: Еврейский Город |