Жажда путешествий древних полинезийцев

image

Корабли всегда за­ вораживали полинезийцев и занимали важное место в их культуре (в их языках древнейший словарный пласт связан с морской тематикой). Восхищение кораблями переносилось и на их владельцев, которые приобретали в обществе высокий статус. Осваивать новые земли стало престижно. Мореходы тихоокеанских островов поднялись на особую ступень, которая без тру­да позволяла им найти себе пару и пользоваться различными общественными и имущественны­ми привилегиями.

Полинезийка

Полинезийка

Так распространялись от острова к острову неугомонные «авантюрные» гены. Вот что говорит об этом антрополог Уэйд Дэвис, исследователь Национального геогра­фического общества: «Если ты ушел в море в поисках новых земель, о тебе тут же начинают слагать легенды — неважно, вернешься ты или нет». И вот, повинуясь голосу крови — то есть генов, доставшихся ему в наследство от далеких предков, — Тупиа отплыл на Восток.

Джеймс Кук

Джеймс Кук

Зимой 1769 года в,начале своего первого кру­госветного путешествия английский капитан Джеймс Кук получил от таитянского жреца Тупиа удивительный подарок — карту, на которую были нанесены все главные острова южной ча­сти Тихого океана. Для европейцев такая карта была в диковинку. Согласно одним источникам, Тупиа сам все зарисовал; по другим — лишь опи­сал на словах. Ни один европеец до Кука не мог похвастаться тем, что обладает столь подроб­ным «путеводителем» по тихоокеанской аква­тории в 5 тысяч километров — от Маркизских островов до Фиджи. Некоторые из них Кук к тому времени уже успел повидать, но на многие другие нога европейца еще не ступала.
Тупиа взошел на борт корабля Endeavour («Попытка») и отправился в плавание вместе с Куком. Вскоре он потряс команду тем, что без помощи компаса, карты, часов или секстанта вывел европейцев к неизвестному острову в 500 километрах к югу от Таити. В последующие недели таитянин указывал путь от одного архи­пелага к другому и, к изумлению моряков, в лю­бое время суток и в любую погоду мог уверенно ткнуть пальцем в сторону родного острова.
Из всех европейских исследователей толь­ко Кук сумел понять, откуда у Тупиа навыки в искусстве навигации. Туземцы, разбросанные по югу Тихого океана, были единым народом, который давным-давно, чуть ли не до того, как Британия стала Британией, то есть до прихо­да римлян, исследовали и заселяли здешние острова. В те времена, не имея навигационных инструментов, без которых уже не мог обой­тись Кук, они составили карту всех известных им вод и земель — и сохранили ее в преданиях.

Текст: Дэвид Доббс, National Geographic

Google Buzz Vkontakte Facebook Twitter Мой мир Livejournal Google Bookmarks Закладки Yandex

Добавить комментарий