Чор Минор и единство религий...

Всем, кто интересуется культурой и духовной жизнью Средней Азии, рекомендую блог Рустама в ЖЖ:

В качестве примера я решил перепостить одну его ЖЖ-заметку. Как религиоведа, она не могла меня не порадовать 🙂  А в качестве иллюстрации я решил использовать фото Чор-Минор, "четыре минарета". Каждая из четырех башен-минаретов с небесно голубыми куполами имеет разное оформление. Говорят, что орнамент этих башен отражает идею религиозно-философского единства мировых религий. В некоторых элементах декора можно увидеть нечто напоминающее крест, христианскую рыбу, и даже буддийское молитвенное колесо. Таким образом, купол в центре квадратного здания может символизировать Единого Бога, а четыре высоких башни, направленные на четыре стороны света - разные духовные представления, однако же имеющие одну единую Основу и одно на всех Небо.

Чор Минор


"Торговля -- великий уравнитель. Именно она смогла поставить знак равенства между верующими Центральной Азии, вне зависимости от их конфессиональной принадлежности. Позже её закрепила традиция. Традиция принимать гостей и жить вместе.

"Добро пожаловать", - говорили власти древнего Самарканда иноверцам, "только торговле не мешайте и не мессионерствуйте словом!". Так сложилась религиозная резервация в самаркандском Ургуте, где храмы 9 религий веками соседствовали друг с другом, пользуясь услугами друг друга. К христианским несторианам ходили за хирургической помощью и, возможно, вином. Мусульманам отдавали детишек на обучение точным наукам. Зороастрийцев звали на подмогу, сооружая водонесущие системы.

Это уникальная система отношений сохранилась до сих пор. Редко, кто из мусульман не был в церкви, начав, конечно с Пасхальной ночи, за компанию с разно-национальными друзьями, объясняя дома: "ну, мама, Исо ведь воскрес!" 🙂 Редко, кто из здешних христиан не прекратит беседу и не склонит голову, если зазвучала мусульманская молитва.

Здесь не было понятия, аналогичного "бусурманству". Как и разговоров на тему о "вашем, нашем, ихнем Боге", потому что всегда находится тот, кто напомнит о Единственном. И если возникает непонимание, здесь просто спрашивают, покорно соглашаясь со странными порой (для современного мира) объяснениями:

— "Он на ней не женится, потому что он еврей"
— "а-а, понятно!"

— "в эту мечеть я вас завести сейчас не могу, потому что надо сначала помыться"
— "а-а, ну да!"

— "я сегодня плов без мяса буду есть, потому что сегодня среда, постный день"
— "хорошо-хорошо, я тебе отдельно только рис с морковкой положу"...

В трудные и волнительные моменты жизни, здесь придут на отчитку и благословение и к батюшке и к мусульманскому старцу. Я был свидетелем наставления муллы, призывающего молодых ребят прочесть и Библию и Тору — "Коран об этом просит!" (сура 2, стих 4-5).

До недавнего времени, самаркандские ребятишки с удовольствием играли в баскетбол с польским ксендзом на спортплощадке при Католическом храме. А когда под Бухарой от пожара взрывались арт.снаряды, люди (христиане, сунниты, шииты, иудеи) единой толпой пошли к Мавзолею Бахауддина Накшбанди, величайшего суфийского учителя, веря, что "Бахауддин бола гардон!" (Бахауддин защитит!).

Тоже очень интересное, на мой взгляд, случилось, когда террористы стали прикрываться арабской риторикой. Как назвать террористов мусульманами, да ещё в стране с мусульманским наследием, с друзьями-мусульманами? Замешательство и неудобство длилось недолго. Кто-то придумал слово "вовчики, это вовчики" (ваххабиты) и привычная схема отношений и терпения вернулась на круги своя.

Всё это очень трогательно, но очень хрупко.
Уберечь бы!.."

Google Buzz Vkontakte Facebook Twitter Мой мир Livejournal Google Bookmarks Закладки Yandex

Чор Минор и единство религий...: 42 комментария

Добавить комментарий